Иконы Пресвятой Богородицы
На этой странице представлены иконы Пресвятой Богородицы. Выберите из представленных ниже сюжетов Богородицы, чтобы узнать об иконе полезную информацию. Вы всегда можете связаться с нашими искусствоведами на предмет бесплатной экспертной оценки. Для этого необходимо зайти в раздел "Бесплатная оценка онлайн" или отправить фотографии икон с изображением Святой Богородицы удобным для Вас способом на мобильный телефон +7(903)790-05-06 (WhatsApp, Viber, Telegram), а также на электронную почту goldsovet@bk.ruКаталоги православных икон по сюжетам:
Иконы Господа Вседержителя | Иконы Пресвятой Богородицы | Иконы Святого Николая Чудотвореца | Образы Святых | Сюжеты икон | Праздничные иконыИкона БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ ДОНСКАЯ
Конец XV - начало XVI в., Москва
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
243x19,4x2 см
Об иконе: Икона принадлежит к типу «Умиление» в «сокращенном» оплечном варианте. Такой извод получил распространение в XVI в., cm появление относят к концу XV в. Не исключена и более ранняя дата, поскольку сохранившиеся произведения такой иконографии восходят к копиям с чудотворной иконы Богоматери Владимирской, исполненным на рубеже XIV-XV вв ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
Первая половина XVI Москва
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
27,5x23,5x2 см
Об иконе: Богоматерь Владимирская - один из наиболее распространенных на Руси образов Богоматери, относящийся к типу «Умиление», Данный список восходит не к чудотворному греческому образу XII в., принесенному во Владимир из Вышгорода князем Андреем Боголюбским, а к его повторениям конца XIV - начала XV в. (так называемой Владимирской запасной из Успенского собора Московского Кремля и копии-списку чудотворной иконы, присланному на ее место ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ
Начало XVII в., Москва
Дерево, левкас, темпера, золочение
31,5 х 27,5 х 2,5 см (с бортиком ковчега)
Об иконе: «Богоматерь Казанская» в иконографическом отношении представляет вариант типа Одигитрии (Путеводительницы). Особенность «Богоматери Казанской» заключается в том, что Богоматерь показана погрудно, а не по пояс; Христос при этом стоит и виден почти до коленей. Правой рукой Он благословляет, левая скрыта плащом-гиматием. Предполагают, что чудотворный Казанский образ являлся «сокращенной» копией с утраченного оригинала, где Богоматерь изображалась в рост или сидящей на престоле ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ МУРОМСКАЯ
Первая треть XVII в., Москва
Дерево, левкас, темпера, золочение
24,8х21,3х1,9 см
Об иконе: Образ принадлежит к редкой разновидности «Взыграния Младенца», получившей позднее название «Богоматерь Муромская». По преданию, икона была принесена из Киева в Муром в начале XII в. князем Константином Муромским, впоследствии причисленным к лику святых. Благодаря помощи этой иконы князю удалось обратить в христианство муромлян-язычников. В конце XIII в. муромский епископ Василий ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ
Вторая четверть XVII в., Москва (?)
Дерево, левкас, темпера, золочение
31,5х26,5х2,5 см (с бортиком ковчега, в окладе)
Об иконе: Литературным источником иконографии послужил Ветхий Завет - книга пророка Даниила (Дан. 2: 31-46). Истукан с золотой головой, серебряной грудью и глиняными ногами, приснившийся царю Навуходоносору, был сокрушен камнем, «нерукосечно» (без помощи рук человеческих) оторвавшимся от горы. По христианскому толкованию, гора означала Богоматерь, камень - Христа, истукан - язычество, сокрушенное христианством. В Акафисте Богоматери Она называется горой несекомой, лествицей, градом Небесного Царя ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ
Первая треть XVII в., Москва
Дерево, левкас, темпера, золочение
32х26,5х2,8 см (с бортиком ковчега)
Об иконе: Иконографический тип, где Богоматерь изображалась с молитвенно поднятыми руками и полуфигурой Христа Эммануила в круглом медальоне (или «славе») на персях, возник в Византии в середине XI в. Главным содержанием образа, очевидно, является наглядная иллюстрация догмы Воплощения, показ единства божественного и человеческого в природе Христа. Самая ранняя сохранившаяся икона этого типа - чудотворная новгородская икона «Богоматерь Знамение» (XII в.) из церкви Спаса на Ильине улице, ныне хранящаяся в новгородском Софийском соборе. Наименование «знамения» (то есть чуда) она получила после прославления. В «Сказании о знамении Пресвятой Богородицы ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ ТРОЕРУЧИЦА
Начало XVIII в., Москва
Дерево, левкас, темпера, золочение
31x26,7x2,5 см
Об иконе: Иконография относится к типу Одигитрии, но имеет оригинальную особенность - изображение третьей руки Богоматери. Образ Богоматери Троеручицы стал пользоваться почитанием в России после 1661 г., когда в Москву с Афона по инициативе патриарха Никона перенесли копию-список этой древней чудотворной иконы. Патриарх, вступивший в конфликт с царем Алексеем Михайловичем, видел в сказании об иконе параллель с обстоятельствами своей жизни. По преданию, преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ ИВЕРСКАЯ
1702 г., Москва, иконописец Алексей Андреев
Дерево, левкас, темпера, цветные лаки, золочение, серебрение
54,5х45,5х3,2 см
Об иконе: Изображение относится к типу Одигитрии. В варианте Иверской Младенец показан в легком повороте влево, Его левая ножка расположена несколько выше правой. В греческой и русской традиции существует несколько разновидностей сказания об Иверской иконе. Два варианта были известны на Руси с XVI - начала XVII в., однако наиболее популярным стал третий, напечатанный в 1658 г. в книге «Рай мысленный». Согласно ему, икона была отпущена в море некоей вдовой-гречанкой близ города Никея ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ ФЕОДОРОВСКАЯ
Первая четверть XVIII в., Кострома, с поновлениями 1770 г., Торопец
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
63,5х47х3 см
Об иконе: Согласно пространному сказанию об иконе Феодоровской Богоматери, появившемуся около 1670 г., она была принесена в Кострому 15 августа 1239 г. св, Феодором Стратилатом («сего ради и нарицается Феодоровския») из Городца после разорения его Батыем. На следующий день икона явилась Василию Георгиевичу Квашне, князю Костромскому и Галицкому, в чаще леса во время охоты (эти сведения легендарны: костромской князь Василий, сын великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, родился ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
Последняя четверть XVIII в., Ярославль
Дерево, левкас, темпера, золочение
34,5x27,5x2,5 см
Об иконе: Текст «Сказания о чудотворной иконе Богоматери Всех Скорбящих Радость» был создан в московской церкви Преображения на Большой Ордынке, где имелась икона Богоматери, позднее получившая такое наименование. Согласно сказанию, образ находился там с 1643 г., а в 1688 г. эта икона исцелила сестру патриарха Иоакима, Евфимию Папину, от незаживающей раны в бок. В1711 г. сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна перевезла икону ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА
Последняя четверть XVIII в., Палех
Дерево, левкас, темпера, золочение (двойник)
32,2х26х2,5 см
Об иконе: Иконография относится к типу «Умиление» и выделяется в самостоятельный вид, получивший на русской почве название «Взыграние Младенца». Богомладенца на таких иконах изображают раскинувшимся на руках Матери, одной ручкой Он обычно прикасается к Ее ланите, другая ручка опущена. Иконография возникла в византийской иконописи XII в. В XIY-XV вв. подобные Иконы Богоматери почиталось в Македонии под именем Пелагонитиссы (чудотворная икона этого извода прославилась в Пелагонийской епархии ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ «О ВСЕПЕТАЯ МАТИ»
Вторая половина XIX в., Мстера
Дерево, левкас, темпера, золочение
31х26,1х2,5 см
Об иконе: Иконография носит название по первым словам текста, написанного на кайме мафория (13-й кондак акафиста Богоматери). Иконографически данный извод принадлежит к типу Одигитрии. Его характерными чертами помимо надписи на кайме являются поза Младенца, Его обнаженная до колена ножка, отсутствие хитона (гиматий наброшен на обнаженное тело), «облачная» расцветка мафория Богоматери и лики-головки вместо звезд девства ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»
Живопись - конец XIX - начало XX в.; оклад - первая половина - середина XVIII в
Дерево, левкас, темпера, золочение (икона). серебро, позолота, стразы, чеканка, гравировка (оклад)
27x22x2 см (в окладе)
Об иконе: Икона представляет собой список с чудотворного образа, прославившегося в 1760 г. в московской церкви Николы на Пупышах (церковь находилась близ современного Краснохолмского моста, снесена в 30-50-е гг. XX в.). По преданию, образ привезли в Москву казаки в 1640 г., он являлся списком с чтимой иконы города Шклов в Белоруссии. Необычные особенности иконографии - лежащий на коленах Девы Марии Младенец и поднесенная к щеке рука Богоматери ....читать подробнее
Икона БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ
Живопись - середина XIX в., Москва (?); оклад - 1855 г., Москва, мастерская МД. Шеина
Дерево, левкас, темпера, золочение (икона); серебро, позолота, штамп, чеканка, гравировка, расписная эмаль по скани (оклад)
13,5х11 см
Об иконе: В середине XIX в. в русском ювелирном деле, как и в архитектуре, произошел поворот к национальным традициям. Возрождались не только типы орнаментации, но и техники исполнения, в первую очередь эмаль по скани. Ведущая роль в разработке технологии изготовления эмали принадлежала фирме П.А. Овчинникова, прославившейся высоким качеством изделий. Однако публикуемый оклад, который относится к ранним опытам эмальерного производства XIX в ....читать подробнее
Икона Богоматерь Владимирская
Конец XVIII – начало XIX в.
Дерево, левкас, темпера, золочение
33,2 х 27,8 х 2,5 см
Об иконе: Колорит, характер орнамента, приёмы золочения говорят об исполнении произведения на рубеже XVIII-XIX вв. Сильно разбеленное вохрение традиционно-иконописных ликов встречаются в старообрядческом иконописании, в частности в поморском и уральском, однако точно определить место написания иконы затруднительно. Иконописная культура старообрядчества продолжает традиции XVII в. ....читать подробнее
Икона Богоматерь Неопалимая Купина
Конец XVIII - начало XIX в., палехский мастер
Дерево, левкас, темпера, золочение
49 х 41,7 х 3,3 см
Об иконе: Как иконографические, так и стилистические особенности позволяют датировать образ концом XVIII — началом XIX в. и атрибутировать ее палехскому мастеру, хотя, скорее всего, она была написана в Санкт-Петербурге или Москве. Палех славился не только традиционным, но и «фряжским» письмом, а барочная стилистика сохранялась в палехском искусстве практически постоянно.. ....читать подробнее
Икона Богоматерь Муромская (оружейная палата)
1677 год, Москва, Оружейная палата, Симон Федорович Ушаков
Дерево, левкас, темпера, золочение, серебро, эмаль, скань, эмаль по скани, камни, монтировка
31,5х26,3х2,4 см
Об иконе: Доска кипарисная, цельная, без ковчега и шпонок. Оборот закрыт бархатной рубашкой XIX века. Незначительные утраты красочного слоя около большого пальца правой руки и между пальцами левой руки Богоматери, чинка на кончике Ее носа. Утрата красочного слоя до санкиря на левой брови Богоматери. Небольшие повреждения золотопробельных разделок на одеждах. Фигура преподобной Марфы на левом поле написана немного позднее. Поля под окладом прописаны в ХIX веке, подпись выполнена заново по образцу оригинальной. Оклад иконы неоднократно подвергался чинке. Накладная дробница на левом поле внизу добавлена позднее, тогда же сделана прорезь для фигуры Марфы. Замена нижних угловых накладных эмалевых пластин. ....читать подробнее
Икона Богородицы, Оружейная палата
1672 год, Москва, Оружейная палата
Шелковая ткань, темпера, золочение, цветные лаки
12,6х51,1см
Об иконе: Икона была написана на малиновой тафте, которая на фоне оставалась незакрашенной. В 1844—1846 годах фон был вырезан, а изображение фигуры вместе с поземом и полями перенесено на синюю шелковую основу, сшитую из двух кусков ткани. Основа экранирована холстом и натянута на подрамник при реставрации в ХХ веке. Ткань на фоне сильно выцвела. На полях местами значительные утраты золота до авторской тканевой основы. Поля имеют два слоя золочения, верхний относится к поновлению около середины XVIII века. На фигуре мелкие утраты золота, в том числе по шву основы. ....читать подробнее
Икона Богородица Одигитрия
1693 год. Иван Михайлов Ушак. Москва, Оружейная палата
Дерево, левкас, темпера
88,7 х 75,6 см
Об иконе: Доска без ковчега, с двумя однонаправленными врезными шпонками на обороте, немного опилена снизу, сверху и справа при подгонке оклада. Гвоздевые отверстия и остатки гвоздей от крепления оклада по обрезам и торцам. На лицевой стороне вставка по нижнему краю и в районе стыка досок. Заделки по гвоздевым отверстиям от крепления первоначального и деталей позднего оклада по контуру фигур и нимбов, по краям полей, на плече Богоматери, в районе Ее теонимограммы. ....читать подробнее
Икона Богоматерь Корсунская
Последняя четверть XVII века. Москва, Оружейная палата
Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение
32 х 27,6 см
Об иконе:
Доска цельная, с неглубоким ковчегом. Была скреплена с оборота двумя врезными встречными шпонками, в процессе бытования была стесана с оборота и паркетирована. На лицевой стороне небольшие тонированные вставки на нижнем поле, по нимбу Богоматери и на хитоне Младенца. Точечные утраты и потертости красочного слоя и золочения. Богоматерь Корсунская — краткий извод иконографического типа, известного в греческой традиции Гликофилуса (сладкое лобзание), в русской — Умиление.
Икона БОГОМАТЕРЬ (Богородица). Оружейная палата
Конец XVII века. Москва, Оружейная палата
Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение
32 х 27,6 см
Об иконе: Из трехчастного деисуса. Доска без ковчега и полей, с двумя встречными врезными шпонками на обороте. На обрезах и торцах гвоздевые отверстия разного размера. На лицевой стороне заделки гвоздевых отверстий по краю доски и контуру фигуры и нимба. Механические повреждения с утратами по контуру головы Богоматери в местах соприкосновения с венцом. Тонировки по утратам красочного слоя и золота. Небольшая тонированная вмятина на подбородке справа. ....читать подробнее
Икона ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ. Оружейная палата
Конец XII в., Москва, Оружейная палата
Дерево, левкас, темпера, золочение
111,8 х 69,9 см
Об иконе: Доска без ковчега, с двумя врезными встречными шпонками на обороте. Доска немного опилена в XIX веке по нижнему и верхнему краям. На лицевой стороне на полях остатки гвоздей от крепления утраченного басменного оклада. Разновременные тонированные вставки по нижнему полю, заходящие на правое поле и на изображение (подножие императора Льва). Тонированные левкасные вставки, гвоздевые отверстия и остатки залевкашенных гвоздей на нимбах в местах крепления утраченных венцов ....читать подробнее
Икона Успение Богородицы. Оружейная палата
1670—1680-е годы., Кострома
Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение
25,1 х 19,5 см
Об иконе: Доска с ковчегом, две врезные встречные шпонки на обороте утрачены. След ожога внизу справа на обороте. На лицевой стороне вставки и прописи на полях. Надпись на верхнем поле выполнена заново. Многочисленные разновременные прописи по всей поверхности, в том числе на золотых разделках одежд. Изображения ангелов на верхнем поле частично реконструированы. Небольшие чинки в местах крепления утраченного венца Христа, в левой нижней части мандорлы, на одеждах апостолов. ....читать подробнее
Икона Богородица Одигитрия (типа Тихвинской)
Конец XV – начало XVI в., Москва
Дерево, левкас, темпера, золочение
74,4 х 59 х 2,5 см
Об иконе: Иконографический извод Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) с профильным положением Богомладенца встречлся реже других и на Руси был представлен двумя основными вариантами — Тихвинским и Грузинским. Икона Богоматери Тихвинской обладает большим сходством с представленным изводом, однако отличается важной чертой — подвернутой ступней правой ножки Спасителя. На иконах Богоматери Грузинской правая ножка обычно изображается так, так и на публикуемом произведении ....читать подробнее