Иконы Пресвятой Богородицы

На этой странице представлены иконы Пресвятой Богородицы. Выберите из представленных ниже сюжетов Богородицы, чтобы узнать об иконе полезную информацию. Вы всегда можете связаться с нашими искусствоведами на предмет бесплатной экспертной оценки. Для этого необходимо зайти в раздел "Бесплатная оценка онлайн" или отправить фотографии икон с изображением Святой Богородицы удобным для Вас способом на мобильный телефон +7(903)790-05-06 (WhatsAppViberTelegram), а также на электронную почту goldsovet@bk.ru

Икона БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ ДОНСКАЯ

Икона Богородица Донская

 Конец XV - начало XVI в., Москва

 Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение

 243x19,4x2 см

 Об иконе: Икона принадлежит к типу «Умиление» в «сокращенном» оплечном варианте. Такой извод получил распространение в XVI в., cm появление относят к концу XV в. Не исключена и более ранняя дата, поскольку сохранившиеся произведения такой иконографии восходят к копиям с чудотворной иконы Богоматери Владимирской, исполненным на рубеже XIV-XV вв ....читать подробнее



Икона БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Богородица Владимирская

 Первая половина XVI Москва

 Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение

 27,5x23,5x2 см

 Об иконе: Богоматерь Владимирская - один из наиболее распространенных на Руси образов Богоматери, относящийся к типу «Умиление», Данный список восходит не к чудотворному греческому образу XII в., принесенному во Владимир из Вышгорода князем Андреем Боголюбским, а к его повторениям конца XIV - начала XV в. (так называемой Владимирской запасной из Успенского собора Московского Кремля и копии-списку чудотворной иконы, присланному на ее место ....читать подробнее

Икона БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ

Богородица Казанская Начало XVII в., Москва

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 31,5 х 27,5 х 2,5 см (с бортиком ковчега)

 Об иконе: «Богоматерь Казанская» в иконографическом отношении представляет вариант типа Одигитрии (Путеводительницы). Особенность «Богоматери Казанской» заключается в том, что Богоматерь показана погрудно, а не по пояс; Христос при этом стоит и виден почти до коленей. Правой рукой Он благословляет, левая скрыта плащом-гиматием. Предполагают, что чудотворный Казанский образ являлся «сокращенной» копией с утраченного оригинала, где Богоматерь изображалась в рост или сидящей на престоле ....читать подробнее

Икона БОГОМАТЕРЬ МУРОМСКАЯ

Богородица Муромская Первая треть XVII в., Москва

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 24,8х21,3х1,9 см

 Об иконе: Образ принадлежит к редкой разновидности «Взыграния Младенца», получившей позднее название «Богоматерь Муромская». По преданию, икона была принесена из Киева в Муром в начале XII в. князем Константином Муромским, впоследствии причисленным к лику святых. Благодаря помощи этой иконы князю удалось обратить в христианство муромлян-язычников. В конце XIII в. муромский епископ Василий ....читать подробнее

Икона БОГОМАТЕРЬ ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ

икона Богородица гора нерукосечная Вторая четверть XVII в., Москва (?)

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 31,5х26,5х2,5 см (с бортиком ковчега, в окладе)

 Об иконе: Литературным источником иконографии послужил Ветхий Завет - книга пророка Даниила (Дан. 2: 31-46). Истукан с золотой головой, серебряной грудью и глиняными ногами, приснившийся царю Навуходоносору, был сокрушен камнем, «нерукосечно» (без помощи рук человеческих) оторвавшимся от горы. По христианскому толкованию, гора означала Богоматерь, камень - Христа, истукан - язычество, сокрушенное христианством. В Акафисте Богоматери Она называется горой несекомой, лествицей, градом Небесного Царя ....читать подробнее

Икона БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ

икона Богородица Знамение Первая треть XVII в., Москва

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 32х26,5х2,8 см (с бортиком ковчега)

 Об иконе: Иконографический тип, где Богоматерь изображалась с молитвенно поднятыми руками и полуфигурой Христа Эммануила в круглом медальоне (или «славе») на персях, возник в Византии в середине XI в. Главным содержанием образа, очевидно, является наглядная иллюстрация догмы Воплощения, показ единства божественного и человеческого в природе Христа. Самая ранняя сохранившаяся икона этого типа - чудотворная новгородская икона «Богоматерь Знамение» (XII в.) из церкви Спаса на Ильине улице, ныне хранящаяся в новгородском Софийском соборе. Наименование «знамения» (то есть чуда) она получила после прославления. В «Сказании о знамении Пресвятой Богородицы ....читать подробнее

Икона БОГОМАТЕРЬ ТРОЕРУЧИЦА

икона Богородица троеручица Начало XVIII в., Москва

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 31x26,7x2,5 см

 Об иконе: Иконография относится к типу Одигитрии, но имеет оригинальную особенность - изображение третьей руки Богоматери. Образ Богоматери Троеручицы стал пользоваться почитанием в России после 1661 г., когда в Москву с Афона по инициативе патриарха Никона перенесли копию-список этой древней чудотворной иконы. Патриарх, вступивший в конфликт с царем Алексеем Михайловичем, видел в сказании об иконе параллель с обстоятельствами своей жизни. По преданию, преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) ....читать подробнее

Икона БОГОМАТЕРЬ ИВЕРСКАЯ

икона Богородица Иверская 1702 г., Москва, иконописец Алексей Андреев

 Дерево, левкас, темпера, цветные лаки, золочение, серебрение

 54,5х45,5х3,2 см

 Об иконе: Изображение относится к типу Одигитрии. В варианте Иверской Младенец показан в легком повороте влево, Его левая ножка расположена несколько выше правой. В греческой и русской традиции существует несколько разновидностей сказания об Иверской иконе. Два варианта были известны на Руси с XVI - начала XVII в., однако наиболее популярным стал третий, напечатанный в 1658 г. в книге «Рай мысленный». Согласно ему, икона была отпущена в море некоей вдовой-гречанкой близ города Никея ....читать подробнее

Икона БОГОМАТЕРЬ ФЕОДОРОВСКАЯ

икона Богородица ФЕОДОРОВСКАЯ Первая четверть XVIII в., Кострома, с поновлениями 1770 г., Торопец

 Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение

 63,5х47х3 см

 Об иконе: Согласно пространному сказанию об иконе Феодоровской Богоматери, появившемуся около 1670 г., она была принесена в Кострому 15 августа 1239 г. св, Феодором Стратилатом («сего ради и нарицается Феодоровския») из Городца после разорения его Батыем. На следующий день икона явилась Василию Георгиевичу Квашне, князю Костромскому и Галицкому, в чаще леса во время охоты (эти сведения легендарны: костромской князь Василий, сын великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, родился ....читать подробнее


Икона БОГОМАТЕРЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ

икона Богородица всех скорбящих радость Последняя четверть XVIII в., Ярославль

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 34,5x27,5x2,5 см

 Об иконе: Текст «Сказания о чудотворной иконе Богоматери Всех Скорбящих Радость» был создан в московской церкви Преображения на Большой Ордынке, где имелась икона Богоматери, позднее получившая такое наименование. Согласно сказанию, образ находился там с 1643 г., а в 1688 г. эта икона исцелила сестру патриарха Иоакима, Евфимию Папину, от незаживающей раны в бок. В1711 г. сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна перевезла икону  ....читать подробнее


Икона БОГОМАТЕРЬ ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА

икона Богородица Взыграние младенца Последняя четверть XVIII в., Палех

 Дерево, левкас, темпера, золочение (двойник)

 32,2х26х2,5 см

 Об иконе: Иконография относится к типу «Умиление» и выделяется в самостоятельный вид, получивший на русской почве название «Взыграние Младенца». Богомладенца на таких иконах изображают раскинувшимся на руках Матери, одной ручкой Он обычно прикасается к Ее ланите, другая ручка опущена. Иконография возникла в византийской иконописи XII в. В XIY-XV вв. подобные Иконы Богоматери почиталось в Македонии под именем Пелагонитиссы (чудотворная икона этого извода прославилась в Пелагонийской епархии ....читать подробнее

Икона БОГОМАТЕРЬ «О ВСЕПЕТАЯ МАТИ»

икона Богородица О ВСЕПЕТАЯ МАТИ Вторая половина XIX в., Мстера

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 31х26,1х2,5 см

 Об иконе: Иконография носит название по первым словам текста, написанного на кайме мафория (13-й кондак акафиста Богоматери). Иконографически данный извод принадлежит к типу Одигитрии. Его характерными чертами помимо надписи на кайме являются поза Младенца, Его обнаженная до колена ножка, отсутствие хитона (гиматий наброшен на обнаженное тело), «облачная» расцветка мафория Богоматери и лики-головки вместо звезд девства ....читать подробнее


Икона БОГОМАТЕРЬ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

икона Богородица Утоли мои печали Живопись - конец XIX - начало XX в.; оклад - первая половина - середина XVIII в

 Дерево, левкас, темпера, золочение (икона). серебро, позолота, стразы, чеканка, гравировка (оклад)

 27x22x2 см (в окладе)

 Об иконе: Икона представляет собой список с чудотворного образа, прославившегося в 1760 г. в московской церкви Николы на Пупышах (церковь находилась близ современного Краснохолмского моста, снесена в 30-50-е гг. XX в.). По преданию, образ привезли в Москву казаки в 1640 г., он являлся списком с чтимой иконы города Шклов в Белоруссии. Необычные особенности иконографии - лежащий на коленах Девы Марии Младенец и поднесенная к щеке рука Богоматери ....читать подробнее

Икона БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ

икона Богородица Знамение Живопись - середина XIX в., Москва (?); оклад - 1855 г., Москва, мастерская МД. Шеина

 Дерево, левкас, темпера, золочение (икона); серебро, позолота, штамп, чеканка, гравировка, расписная эмаль по скани (оклад) 

 13,5х11 см

 Об иконе: В середине XIX в. в русском ювелирном деле, как и в архитектуре, произошел поворот к национальным традициям. Возрождались не только типы орнаментации, но и техники исполнения, в первую очередь эмаль по скани. Ведущая роль в разработке технологии изготовления эмали принадлежала фирме П.А. Овчинникова, прославившейся высоким качеством изделий. Однако публикуемый оклад, который относится к ранним опытам эмальерного производства XIX в ....читать подробнее