БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ ДОНСКАЯ (ОПЛЕЧНАЯ)
Конец XV - начало XVI в., Москва
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
243x19,4x2 см
Икона принадлежит к типу «Умиление» в «сокращенном» оплечном варианте. Такой извод подучил распространение в XVI в., ее появление относят к концу XV в. Не исключена и более ранняя дата, поскольку сохранившиеся произведения такой иконографии восходят к копиям с чудотворной иконы Богоматери Владимирской, исполненным на рубеже XIV-XV вв. Так как почитание Богоматери Владимирской особенно усилилось именно в это время, когда чудотворный образ был перенесен из Владимира в Москву (в связи с чем и исполнена одна из копий), можно предположить, что возникновение уменьшенного оплечного извода произошло достаточно скоро. Одна икона такого вида, находившаяся в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, по местному преданию считалась принадлежавшей князю Игорю Ольговичу Черниговскому, который во время княжеских междоусобиц был насильственно пострижен в монахи и в 1147 г. убит в Федоровском монастыре в Киеве. Поэтому в научной литературе утвердилось именование подобных икон «Игоревскими». Однако сама киевская икона, сохранившаяся до наших дней, написана не ранее XVI в.; название Игоревской за ней закрепилось, очевидно, в позднее время. Икона «Богоматерь Игоревская» не входит в обширные своды Богородичных икон на русских иконах или гравюрах XVIII—XIX вв., включающих до 160 изображений. Сведения о ней попадают в литературу второй половины XIX в., скорее всего из описаний Киево-Печерской лавры.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Публикуемая икона «Богоматерь Умиление» в иконографическом отношении восходит не к Владимирской иконе, как все известные варианты так называемой Игоревской, а к Донской, написанной в конце XIV в. предположительно Феофаном Греком. Персты младенца Христа на этом образе, в отличие от Владимирской, сложены в благословение, глава Богоматери склонена ниже, взор направлен не на молящегося, а на Сына, мафорий спереди полностью закрывает чепец, что является очень редкой иконографической деталью и никогда не встречается на списках Владимирской. Ворот хитона Христа драпируется «шалькой», оставляя вырез треугольной формы. Полное совпадение этих деталей на чудотворной Донской XIV в. и на представленном произведении неоспоримо свидетельствует о том, что оригиналом иконописцу служила именно чудотворная икона Донской Богоматери.