Икона Успение Богородицы. Оружейная палата
1670—1680-е годы., Кострома, Оружейная палата
Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение
25,1 х 19,5 см
Доска с ковчегом, две врезные встречные шпонки на обороте утрачены. След ожога внизу справа на обороте. На лицевой стороне вставки и прописи на полях. Надпись на верхнем поле выполнена заново. Многочисленные разновременные прописи по всей поверхности, в том числе на золотых разделках одежд. Изображения ангелов на верхнем поле частично реконструированы. Небольшие чинки в местах крепления утраченного венца Христа, в левой нижней части мандорлы, на одеждах апостолов. Потертости красочного слоя и золота.
В иконе использован полный извод иконографии, включающий изображение апостолов, летящих на облаках сопровождении ангелов к ложу Богоматери, и сцену Ее вознесения на небеса. Вокруг ложа представлена многолюдная толпа, в которую включены фигуры трех святителей — очевидцев события. На переднем плане размещена сцена отсечения ангелом рук нечестивому Авфонии. Вариант иконографии, где Спаситель не благословляет усопшую, а обращен к зрителю и держит двумя руками душу Богоматери в виде спеленатого младенца, для второй половины XVII века был уже архаичным. Подобное изображение, где внимание акцентируется на принятии Христом чистой души Девы, находит аналогии в более ранних памятниках, таких, как иконы из Успенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря (первая четверть XV века) и из Успенского собора Московского Кремля (около 1479 года), два образа, созданные в мастерской Дионисия, - из Успенского собора в Дмитрове (конец XV века) и Павло-Обнорского монастыря (1499—1500).
Рассматриваемое произведение написано мастером, знавшим как древние образцы, так и иконографические новшества, появившиеся в иконографии праздника в последней трети XVII столетия. К ним относится деталь западного происхождения — покрывало на ногах лежащей на ложе Богоматери. Наиболее ранний известный пример его использования — композиция «Успение» в составе не сохранившихся росписей Богоявленского собора в Костроме, которые были выполнены артелью Гурия Никитина в 1672 году. Икона имеет ряд совпадений с этой композицией; в частности, на ней аналогично изображен покров на ногах Богоматери, близки позы ангела и Авфонии, представлено три из четырех святителей, бывших при Успении Богоматери.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
По цвету покрывало на иконе почти не отличается от мафория, но складки его моделированы иначе — более живописно. Тональное различие в цвете мафория и его края, покрывающего ноги Богоматери, есть также на иконе 1680-х годов круга Гурия Никитина из придела Варлаама Хутынского церкви Ильи Пророка в Ярославле, что также позволяет отнести автора иконы к костромским мастерам. В пользу такой атрибуции свидетельствуют и слегка удлиненные пропорции фигур, плотное заполнение композиции, внимание к мелким деталям. В то же время художник использует типичный для Оружейной палаты колорит, применяет золото и серебро, а лики, несмотря на их миниатюрность, выполнены в полном соответствии с приемами «живоподобного» письма.