БОГОМАТЕРЬ (БОГОРОДИЦА) МУРОМСКАЯ

Икона Богоматерь Муромская

1677 год, Москва, Оружейная палата, Симон Федорович Ушаков

Дерево, левкас, темпера, золочение, серебро, эмаль, скань, эмаль по скани, камни, монтировка

Размер: 31,5х26,3х2,4 см

Принадлежала царю Федору Алексеевичу и царице Марфе Матвеевне Апраксиной

Доска кипарисная, цельная, без ковчега и шпонок. Оборот закрыт бархатной рубашкой XIX века. Незначительные утраты красочного слоя около большого пальца правой руки и между пальцами левой руки Богоматери, чинка на кончике Ее носа. Утрата красочного слоя до санкиря на левой брови Богоматери. Небольшие повреждения золотопробельных разделок на одеждах. Фигура преподобной Марфы на левом поле написана немного позднее. Поля под окладом прописаны в ХIX веке, подпись выполнена заново по образцу оригинальной. Оклад иконы неоднократно подвергался чинке. Накладная дробница на левом поле внизу добавлена позднее, тогда же сделана прорезь для фигуры Марфы. Замена нижних угловых накладных эмалевых пластин. Утраты и замены сканной веревочки. На фоне у плеча Богоматери добавлен треугольный фрагмент басменной пластины. Цата утрачена. Многочисленные мелкие сколы и утраты эмали. Эмаль неоднократно поновлялась. Утраты четырех камней на венце Младенца. Сколы и трещины на камнях в венце Богоматери. Небольшая деформация металла на венцах и наугольниках. Замена гвоздей, многочисленные гвоздевые отверстия на заворотах оклада. Патина, потертости, утраты золочения.

О принадлежности иконы царю Федору Алексеевичу говорит присутствие на ее полях дополнительных фигур великомученика Феодора Стратилата и преподобной Марфы — патрональных святых государя и его второй супруги, Марфы Матвеевны Апраксиной. Первоначально на иконе было лишь одно дополнительное изображение Феодора Стратилата. Фигура преподобной Марфы дописана позднее другим иконописцем, очевидно, после свадьбы царя, состоявшейся 15 февраля 1682 года. Под фигуру святой была сделана прорезь на раме оклада прямо по имевшемуся на ней сканному орнаменту.

Хотите оценить или продать старинную икону Богоматери Муромской? Звоните, пишите в WhatsApp, Viber, Telegram +7 (903) 790-05-06
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!

За иконографией, представленной на иконе, закрепилось название «Богоматерь Муромская». Чтимый богородичный образ с таким именем находился в Успенском соборе Переславля Рязанского (нынешней Рязани) при гробе святителя Василия Рязанского (XIII век). В письменных источниках он впервые упоминается в 1638 году. Обращение Симона Ушакова к иконографии Богоматери Муромской было, очевидно, связано с тем, что в 1677 году рязанский митрополит Иосиф обратился с просьбой к царю Федору Алексеевичу о выделении денег из казны на строительство нового кафедрального Успенского собора в Рязани. Не исключено, что митрополит привез с собой и подарил государю список с местной святыни, послуживший образцом для Симона Ушакова.

Лик Богоматери имеет характерное для богородичных образов мастера серьезное выражение. Фигура Феодора Стратилата аналогична изображению этого святого на иконе 1676 года из Архангельского собора Московского Кремля, написанной Симоном Ушаковым «со товарищи». Манера письма фигуры преподобной Марфы стилистически несколько отличается от авторской и соответствует 80—90-м годам XVII века, что позволяет отнести ее к кисти мастера более молодого поколения.

Икона и ее оклад были поновлены в XIX веке, при этом оклад демонтировался и поля были полностью записаны с изменением цвета (первоначальный изумрудный виден в утратах верхнего красочного слоя). При этом надпись на нижнем поле была повторена на записи с соблюдением особенностей оригинальной, поскольку ее формулировка соответствует известным авторским подписям мастера.

 

Оклад иконы представляет собой типичный образец произведений ювелирных мастерских Московского Кремля конца XVII века и имеет многочисленные аналогии в российских музейных собраниях по рисунку орнаментов, цветовой гамме и характеру нанесения точечной  эмали других оттенков.