БОГОМАТЕРЬ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»
Живопись - конец XIX - начало XX в.; оклад - первая половина - середина XVIII в
Дерево, левкас, темпера, золочение (икона). серебро, позолота, стразы, чеканка, гравировка (оклад)
27x22 x2 см (в окладе)
Икона представляет собой список с чудотворного образа, прославившегося в 1760 г. в московской церкви Николы на Пупышах (церковь находилась близ современного Краснохолмского моста, снесена в 30-50-е гг. XX в.). По преданию, образ привезли в Москву казаки в 1640 г., он являлся списком с чтимой иконы города Шклов в Белоруссии. Необычные особенности иконографии - лежащий на коленах Девы Марии Младенец й поднесенная к щеке рука Богоматери - действительно восходят к какому-то западному оригиналу. В 1760 г., согласно сказанию об иконе, она уже обветшала и находилась в кладовой, в здании колокольни. По просьбе тяжело больной женщины, которой в видении было обещано исцеление, икону внесли в церковь, и страждущая, помолившись, выздоровела. Широкое почитание образа началось после эпидемии чумы 1771 г. (сейчас чудотворная икона находится в церкви святителя Николая Чудотворца в Кузнецах). В XIX в. этот иконографический вариант, как в прямом, так и в зеркальном изображении, стал весьма распространенным - очевидно, благодаря особой «умилительности» жеста Богоматери и позы Младенца. Церковь трактует название образа как молитву об избавлении от телесных и душевных страданий, а положение руки Пресвятой Девы - как знак услышания Ею обращенных к Ней просьб. Иконе Божией Матери «Утоли моя печали» следовало молиться в скорби. Надо отметить, что на чудотворном образе и на публикуемой иконе, в отличие от многих списков и литографий XIX в., персты Богоматери складываются в благословение, возвещающее о приходе в мир Искупителя. Поза Младенца и пелена под ним прообразуют положение во гроб и погребальные пелены. Вероятно, изначальный смысл образа ~ скорбь Девы Марии о Сыне, показанном как грядущая жертва.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!