Икона Богородица Одигитрия (типа Тихвинской)
Конец XV – начало XVI в., Москва
Дерево, левкас, темпера, золочение
74,4 х 59 х 2,5 см
Иконографический извод Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) с профильным положением Богомладенца встречлся реже других и на Руси был представлен двумя основными вариантами — Тихвинским и Грузинским. Икона Богоматери Тихвинской обладает большим сходством с представленным изводом, однако отличается важной чертой — подвернутой ступней правой ножки Спасителя. На иконах Богоматери Грузинской правая ножка обычно изображается так, так и на публикуемом произведении, но гиматий Младенца не скрывает хитона, а в складках мафория виден испод. Кроме того, мафорий в данном случае образует надо лбом Богоматери пластичные провисающие складки, чего нет ни на Тихвинских, ни на Грузинских иконах Одигитрии; аналогии тому встречаются в греческой и особенно в греко-итальянской живописи (на русской почве — Богоматерь Донская конца XIV в., приписываемая Феофану Греку). Таким образом, икона может быть определена как Одигитрия типа Тихвинской, но не как собственно Тихвинская: в ее основе мог лежать и другой близкий образец.
Иконографически и композиционно к данному образу наиболее близко изображение в среднике иконы «Богоматерь Тихвинская, с акфистом в 24 клеймах» начала XVI в. Из псковского Троицкого собора. Эту икону обоснованно сближают с московской иконописью дионисиевского круга. Именно для московской иконописи конца XV – начала XVI в. Характерны своеобразное соотношение маленького лика Богоматери с крупной куполообразной верхней частью мафория, физиогномические черты Христа и Богоматери, а также приемы личного письма: светлый серо-зеленый санкирь, разбеленное вохрение и розовая подрумянка лессировочного характера. Заметное влияние греко-итальянской иконографии позволяет предположить, что образ написан на рубеже XV – XVI вв. и повторяет не дошедший до нас греческий (или греко-итальянский) оригинал. Впоследствии этот извод слился с «Тихвинской» и утратил свои отличительные особенности – положение правой ножки Христа и волнистую кайму мафория Богоматери.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Икона «Богоматерь Одигитрия» (типа Тихвинской) обладает высокими художественными достоинствами, присущими московской иконописи конца XV – начала XVI в. Она также чрезвычайно интересна как в иконографическом, так и в историко-культурном отношении, являясь памятником русско-греко-итальянских связей Древней Руси. Икона имеет безусловное музейное и научное значение.