БОГОМАТЕРЬ ФЕОДОРОВСКАЯ
Первая четверть XVIII в., Кострома, с поновлениями 1770 г., Торопец
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
63,5х47х3 см
Согласно пространному сказанию об иконе Феодоровской Богоматери, появившемуся около 1670 г., она была принесена в Кострому 15 августа 1239 г. св, Феодором Стратилатом («сего ради и нарицается Феодоровския») из Городца после разорения его Батыем. На следующий день икона явилась Василию Георгиевичу Квашне, князю Костромскому и Галицкому, в чаще леса во время охоты (эти сведения легендарны: костромской князь Василий, сын великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, родился в 1241 г. и, следовательно, не мог участвовать ни в обретении иконы, ни в сражении С Батыем). Икона не далась в руки князю, и за Ней отправились с крестным
ходом, после чего торжественно поставили в костромскую соборную церковь св. Феодора Стратилата. Вскоре купцы из Городца опознали в новоявленном образе свою исчезнувшую святыню. После большого пожара в Костроме икону Богоматери нашли в пепле неповрежденной. Василий Георгиевич брал ее на битву с Батыем, и палящие лучи, исходившие от образа, обеспечили победу костромского войска. После второго городского пожара, когда икона поднялась над огнем, в Костроме построили! Успенский собор с приделом св. Феодора Стратилата и поставили образ у царских врат, против правого клироса.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Почитание Феодоровской иконы как общерусской святыни началось в XVII в. В «Книге глаголемой Новый Летописец» (1630 г.) сообщается, что мать Михаила Романова, инокиня Марфа, благословила его на царство в Ипатьевском монастыре именно иконой Феодоровской Богоматери. В память об этом был установлен второй день празднования иконе - 14 марта, в день избрания на царство Михаила Романова. В 1636 г. по желанию царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета древний образ поновили, и от него начались чудотворения. Существует много списков XVII-XVHI вв. с чудотворной Феодоровской иконы, которая особо почиталась в Костроме й в Москве, а после переноса столицы - в Санкт- Петербурге. Многие списки, как и атрибутируемый, сохраняют характерные физиогномические особенности оригинала - иконы XIII в. (уплощенный лик Богоматери с широким лбом, маленьким подбородком и тонким носом).