Икона БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ
1693 год. Иван Михайлов Ушак. Москва, Оружейная палата
Дерево, левкас, темпера
Размер: 88,7х75,6 см
Доска без ковчега, с двумя однонаправленными врезными шпонками на обороте, немного опилена снизу, сверху и справа при подгонке оклада. Гвоздевые отверстия и остатки гвоздей от крепления оклада по обрезам и торцам. На лицевой стороне вставка по нижнему краю и в районе стыка досок. Заделки по гвоздевым отверстиям от крепления первоначального и деталей позднего оклада по контуру фигур и нимбов, по краям полей, на плече Богоматери, в районе Ее теонимограммы. Чинка в местах крепления нимба у Младенца и Богоматери. Тонированные мелкие утраты по контуру ликов, на одеждах и на фоне. Утраты золота и узоров по каймам одежд. Потертости красочного слоя и золота. Фрагмент старого покрытия на авторской подписи.
Изображение Богоматери на иконе соответствует классическому изводу Одигитрии, но имеет некоторые отличительные детали в одеждах Младенца. Он облачен не в хитон, а далматику с золотым, расшитым драгоценными камнями и жемчугом оплечьем. Его гиматий драпирует фигуру так, что прикрывает не обе ножки, а только правую, левая же закрыта длинным подолом далматики с золотой каймой. Рукава далматики широкие, так что виден их испод и наручи нижней одежды Младенца. По-видимому, этот извод связан с неким чтимым образом Богородицы, который в настоящее время не выявлен. Такой извод встречается преимущественно в Поволжье, гораздо реже в московских памятниках .
Икона имеет большие размеры и происходит, по-видимому, из местного ряда иконостаса неизвестного храма. Решение фона достаточно редко для произведений мастеров Оружейной палаты: он двухцветный, перетекающий от сине-зеленого к светло-розовому. Такой прием встречается в некоторых произведениях Симона Ушакова, которому, очевидно, следует автор представленного произведения. Необычно выполнена разгранка между изображением и полями: тонкий белый контур, идущий по более широкой темной полосе, срезает верхние углы, делая их гранеными; кроме того, эта темная линия выглядит как тень, отбрасываемая рамой полей.
Золото на нимбах заполировано так, что вокруг голов образуется сияние из клиновидных лучей. Надписи на фоне выполнены не в подражание греческой палеографии, а более традиционно, носят орнаментальный характер и дополнены мелким узором из условных цветочных розеток. Оригинальна несколько высветленная цветовая палитра, в которой отсутствуют типичные для царских мастеров малиновый бакан и изумрудная ярь-медянка, а также лаки на их основе, зато активно присутствует нетипичный сине-голубой. Автор сочетает в своем произведении новаторские и более традиционные приемы, что свойственно работам городовых мастеров Оружейной палаты, работавших не только на царский двор, но и на частных заказчиков из посадской среды.
Автор иконы — московский иконописец Иван Михайлов по прозвищу Ушак — известен по двум сохранившимся подписным иконам. Это датированная 1694 годом «Тайная вечеря» из сени царских врат иконостаса (ГРМ), где мастер в надписи, так же как на представленном произведении, именует себя стрельцом Стремянного полка, и двусторонняя минея на сентябрь и октябрь (ГТГ), которую он писал по заказу Оружейной палаты для царевича Алексея Петровича в 1701 году.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Представленное произведение имеет явные стилистические параллели с иконой «Тайная вечеря»: совпадает цветовая гамма, приемы исполнения разделок одежд, традиционная и довольно плоскостная трактовка доличного при хорошей пластической проработке «живоподобных» ликов, а также нетрадиционная разгранка изображения и основного поля доски, при которой создается эффект отбрасываемой тени. В написанной в миниатюрной манере минее также прослеживаются отмеченные особенности авторского стиля. Ее отличают коренастые пропорции изображенных фигур, излюбленный мастером сине-голубой цвет в одеждах, использование наряду с золотопробельным письмом традиционных разделок складок тонированными белилами.
Прозвище Ушак присутствует только в подписях на иконах Ивана Михайлова, в документах Оружейной палаты оно не фигурирует. Анализ имеющихся документальных сведений позволяет отождествить его с торговым человеком иконного ряда Иваном Михайловым Носовым, также стрельцом Стремянного полка. В 1690—1695 годах Оружейная палата массово закупала у него для царской образной палаты и патриаршей казны раздаточные иконы разных сюжетов. Известна принадлежавшая ему прорись с изображением благоверного князя Даниила Московского (ГИМ). Очевидно, отцом мастера был проживавший в Москве в иконной слободе у Серпуховских ворот ростовский иконописец Михаил Нос (упоминается в 1676 году). Род Ивана Носова в 1728 году был вписан в синодик Успенской Сольбинской пустыни близ Переславля-3алесского, куда он вложил большую икону Богоматери Иерусалимской