Икона БОГОМАТЕРЬ (Богородица). Оружейная палата
Конец XVII века. Москва, Оружейная палата
Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение
Размер: 32х27,6 см
Из трехчастного деисуса. Доска без ковчега и полей, с двумя встречными врезными шпонками на обороте. На обрезах и торцах гвоздевые отверстия разного размера. На лицевой стороне заделки гвоздевых отверстий по краю доски и контуру фигуры и нимба. Механические повреждения с утратами по контуру головы Богоматери в местах соприкосновения с венцом. Тонировки по утратам красочного слоя и золота. Небольшая тонированная вмятина на подбородке справа.
Икона входила в состав трехчастного деисуса. Такие оглавные деисусы получили распространение в домашнем обиходе в XVII веке, возможно, под влиянием поствизантийской иконописи; такие деисусы, а также самостоятельные оплечные иконы Богоматери и Христа часто писались критскими мастерами в XVI—XVII столетиях.
В последней трети XVII века, по-видимому, ведущим иконописцем Оружейной палаты Симоном Ушаковым была создана новая иконографическая редакция трехфигурного оплечного деисуса. Аргументом в пользу авторства Симона Ушакова служат помеченные его именем прориси оплечного деисуса в составе Сийского иконописного подлинника. Отличительными особенностями изображения Богородицы в его составе стал обращенный на зрителя взгляд и характерная трактовка одежд: мафорий спадает с головы Богоматери мягкими зигзагообразными складками, позволяющими увидеть его цветную подкладку, и образует треугольный вырез, открывающий верхнюю часть хитона с каймой, которая украшена камнями и жемчугом. Уже в 1670-х годах этот иконографический извод повторялся непосредственными учениками Ушакова и другими мастерами Оружейной палаты — Андреем Владыкиным, Георгием Терентьевым Зиновьевым, Кириллом Ивановым Улановым. В это же время существовали и другие варианты оплечного образа Богоматери в составе деисуса, несколько напоминающие «ушаковский» тип, но трактованные более традиционно.
Обращает на себя внимание необычный цвет фона иконы — сиреневато-розовый со сложным тональным переходом. Возможно, что он повторяет несохранившийся образец Симона Ушакова, так как подобный нехарактерный для икон мастеров Оружейной палаты фон встречается и на некоторых других иконах в составе оплечных деисусов конца XVII века, хотя и не в такой сложной тональной разработке.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Живопись иконы отличается чрезвычайно высоким качеством и технической сложностью письма. Развитая пластическая проработка лика позволяет датировать памятник не ранее конца 1670-х годов. Наиболее близкой стилистической аналогией ему может служить аналогичная икона 1679 года работы Георгия Зиновьева с учеником Федором. Очевидно, что икона была создана одним из ведущих жалованных иконописцев Оружейной палаты по особо важному заказу.
Редчайшая для времени создания иконы особенность — отсутствие полей. По-видимому, иконы деисуса предполагалось поместить в киоте в резных деревянных золоченых рамах, выполненных аналогично резьбе иконостасов того времени, в связи с чем поля на них не предполагались.