Сюжеты икон

На этой странице представлены сюжетные иконы. Выберите из представленных сюжетов ниже интересующий вас, чтобы узнать об иконе полезную информацию. Вы всегда можете связаться с нашими искусствоведами на предмет бесплатной экспертной оценки. Для этого необходимо зайти в раздел "Бесплатная оценка онлайн" или отправить фотографии икон с Библейским сюжетом иконописи удобным для Вас способом на мобильный телефон +7(903)790-05-06 (WhatsAppViberTelegram), а также на электронную почту goldsovet@bk.ru

Каталоги православных икон по сюжетам:

Иконы Господа Вседержителя  |  Иконы Пресвятой Богородицы  |  Иконы Святого Николая Чудотвореца | Образы Святых | Сюжеты икон | Праздничные иконы

Икона БОГОЯВЛЕНИЕ

Икона Богоявление Господа Иисуса Христа

 Первая четверть XVI в., московская шкала

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 36 х 29,5х2см

 Об иконе: О крещении Спасителя в водах Иордана от св. Иоанна Крестителя сообщается в трех канонических Евангелиях (Мф. 3: 13-17; Мк. с 9-11; Лк. 3: 21-22). Крещение называется Богоявлением, так как во время этого события небеса разверались, «и виде Духа Божия сходяща яко голубя, н грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих» (Мф. 3: 16-17)  ....читать подробнее


Икона АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ, С ДЕЯНИЯМИ

Икона АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

 Конец XVIII в., Кострома

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 35,2х30,2х2,2 см

 Об иконе: Ангелы, по учению Церкви, есть сотворенные Богом личные духовные существа, которые служат Господу и возвещают людям Его волю. Ангелы-хранители охраняют народы, государства, христианские Церкви и каждого христианина в отдельности. Ангел сопутствует всем христианам от рождения до смерти, наставляет своего подопечного на добрые дела и отвращает от злых. Изображения ангела-хранителя встречаются в русской иконописи с конца XVI в ....читать подробнее

Икона АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ И ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ

Икона АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ и избранные Святые

 Начало XIX в., Романов

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 42,2х35х2,6 см

 Об иконе: Подбор святых па иконе определяется в первую очередь не патрональным, а функциональным принципом. Почти все они являются целителями: св. Иоанн Предтеча - от головной боли, свв. Аптипа и Нифонт - от зубной боли, свв. Марон, Косма и Дамиан - от разных болезней, св. Мемнон исцелял неизлечимо больных, св. Екатерина помогала при трудных родах. Иконе Казанской Божией Матери следовало молиться от болезней глаз. Кроме того, образ Богоматери Казанской особо почитался в Романове и Ярославле ....читать подробнее

Икона ШЕСТОДНЕВ (СУББОТА ВСЕХ СВЯТЫХ)

Икона суббота всех Святых

 Первая четверть XIX в., Палех, мастерская В.И. Хохлова (?)

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 53,3х44х2,5 см

 Об иконе: «Шестоднев» - название богословских сочинений разных авторов (св. Василия Великого, Георгия Писиды, Кирилла Философа, Иоанна - экзарха Болгарского и других), рассказывающих о шести днях творения мира. Иконы на темы, связанные с «Шестодневом», известны с начала XVI в., но развернутый извод, представленный на данной иконе, сложился, очевидпо, не ранее второй половины XVIII в. Для этого извода характерна четкая композиционная схема с одинаковым расположением сюжетов в среднике и на палях. Среди святых обязательно присутствуют три вселенских святителя ....читать подробнее

Икона СТРАШНЫЙ СУД

Икона страшный суд

 Конец XVIII в., Романов (?)

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 52,7x41,6х2,3 см

 Об иконе: Страшный Суд — последняя страница истории человечества, о которой повествуется в Ветхом Завете, в Евангелии от Матфея и Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В византийской живописи иконография этого сложного сюжета складывается к XI—XII вв. и входит в (систему росписи храмов, располагаясь на западной стене. В русской иконописи она известна с XV в.Композиция традиционно делится на несколько ярусов ....читать подробнее


Икона «СУББОТА ВСЕХ СВЯТЫХ»

Икона Суббота всех Святых

 Конец XIX в., Мстера

 Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение

 31х 26,5x2,5 см

 Об иконе: Сюжет «Суббота всех святых» иллюстрирует церковную службу Недели всех святых - первой по Пятидесятнице, или Сошествии Святого Духа. Поскольку Сошествие Св. Духа на апостолов знаменовало основание земной Церкви Христовой, вслед за ним вспоминаются подвижники Церкви, обретшие благодать Святого Духа. В песнопениях этой недели прославляются все святые по ликам святости (патриархи, праотцы, пророки, апостолы, мученики, святители и т.д. ....читать подробнее


Икона «КИИМ СВЯТЫМ КАКОВЫЕ БЛАГОДАТИ ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ БОГА ДАНЫ»

Икона Святых

 Вторая половина XIX в., Палех (?)

 Дерево, левкас, темпера, золочение

 52,5х42,3x3,1 см

 Об иконе: Икона относится к так называемым лечебникам - образам, где собраны святые и изображения чудотворных икон, помогающих в различных нуждах и немощах. Образцами для них послужили гравюры, издававшиеся в конце XVIII-XIX вв. Богоматерь Неопалимая Купина, представленная в верхней части иконы, спасала от пожара, Богоматерь Казанская исцеляла глазные болезни, Тихвинской Богоматери молились о здравии младенцев, Феодоровской - при трудных родах ....читать подробнее

Икона Воскресение Христово

Икона Святых каталог

1691 год, XII в., Москва, Оружейная палата, Тихон Иванов Филатьев

Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение

107,2х76,4 см

 Об иконе: Доска без ковчега, из трех частей, с узкой надставкой справа; с оборота скреплена двумя врезными сквозными шпонками. Стыки досок скреплены при реставрации, шпонки перебиты. На лицевой стороне обширные тонированные левкасные вставки на полях, вертикальные вставки с реконструкцией живописи по стыкам досок, на изображении позема. Реконструирован лик царя Давида, фигура жены-мироносицы слева. Многочисленные потертости и утраты красочного слоя, золота и серебра по всей поверхности. Личное письмо, за исключением лика царя Давида, хорошей сохранности. Реставрационные тонировки и прописи по всей поверхности. Рисунок в изображении Иерусалима усилен и восполнен по утратам. ....читать подробнее

Икона Святая Троица

Икона Святая троица

 1691 год, XII в., Москва, Оружейная палата, Тихон Иванов Филатьев

Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение

107,2х76,4 см

 Об иконе: Тонкий верхний слой первоначальной основы сдублирован на новую доску при современной реставрации. Авторская доска с горизонтально ориентированным направлением волокон древесины также первоначально была дублированной. На лицевой стороне горизонтальная вставка с реконструкцией живописи внизу на изображении Сил Небесных, ступней Христа и Саваофа. В левом нижнем углу символ евангелиста Иоанна реконструирован, символ евангелиста Луки справа реконструирован частично. ....читать подробнее

Икона Благовещение

Икона Благовещение

 1685 год, XII в., Москва, Оружейная палата, Сергей Фомин Бодягин

Дерево, левкас, темпера, золочение, серебро, чеканка, гравировка

30,4х26,9 см

 Об иконе: Наиболее близкой иконографической и отчасти стилистической аналогией памятнику является икона «Благовещение» из иконостаса Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле. При этом иконография обоих произведений восходит к гравюре Афанасия Трухменского по рисунку Симона Ушакова на фронтисписе «Повести о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого (1680). Легко узнается интерьер с плоским потолком и карнизом, опирающимся на каннелированные пилястры с капителями наподобие коринфских (ближние) н дорических (дальние).​​​​​​​ ....читать подробнее

Трехстворчатый складень. Икона Распятие

Икона Распятие Христа

 Конец XVII века. Москва, Оружейная палата. Оклад — 1684—1696 годы

Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, гравировка, золочение; медный сплав, просечка, монтировка; шелковая ткань.
13,5 х 30 (в раскрытом виде), 13,5 х 10,0 х 3,8 (в закрытом виде)

 Об иконе: На всех иконах по периметру утраты левкаса до доски и утраты красочного слоя из-за перестановки в более позднюю оправу киота. Золото нимбов переложено, надписи с именами святых частично поновлены, разновременные мелкие чинки по поверхности. Оклады также имеют пайки и неровные края в результате поздних переделок, отверстия с разрывами от гвоздей по углам на каждой части, позднее поновительское золочение. В центральной части складня представлено Распятие Христово в кратком изводе с четырьмя предстоящими и без изображений распятых разбойников. Сильный изгиб провисшей фигуры Христа и терновый венец на Его голове — элементы западноевропейской иконографии, закрепившиеся в русской иконописи в последней четверти XVII столетия.​​​​​​​ ....читать подробнее

Икона Сретение

Икона Сретение Господа

Последня четверть XII в., Поволжье, Оружейная палата

Дерево, левкас, темпера, золочение

79,8 х 56,8 см

 Об иконе: Доска из трех частей, без ковчега. Опилена со всех сторон и надставлена по бокам при реставрации. Врезные (сквозные?) шпонки на обороте заменены. На лицевой стороне реконструкция на надставленных частях боковых полей. Прописи на авторских полях. Заделки красочного слоя в местах крепления утраченных венцов, а также по контуру головы Анны и на лике Богоматери в притенениях слева. Прописи на изображениях престола, правой ноги Симеона, розовой одежды. Прописи и реконструкции на архитектуре вверху. Надпись на свитке частично реконструирована. Значительные тонированные утраты золота на фоне и нимбах. Мелкие прописи по утратам красочного слоя и золотых разделок одежд по всей поверхности.​​​​​​​ ....читать подробнее

Икона Воскресение Христово

Икона Воскресение Христово

 Середина XVI в., Вологда

Дерево, левкас, темпера, золочение

35,3 х 28,3 х 2,5 см

 Об иконе: Воскресение Христово не описано в канонических Евангелиях и поэтому считалось не подлежащим изображению. К ХI в. на основе ряда источников, в первую очередь апокрифического Евангелия Никодима, сформировалась композиция, показывающая Воскресение в виде сошествия Христа во ад. Согласно этому Евангелию и сочинениям свв. Епифания Кипрского и Евсевия Александрийского, Спаситель после Распятия спустился в ад и вывел оттуда прародителей Адама и Еву со всеми праведниками. При общей смысловой и композиционной основе (Христос в центре изводит из гробов Адама и Еву, по сторонам стоят праведники)​​​​​​​ ....читать подробнее

Икона Сотворение мира (и почи Бог в день седьмой)

Икона Сотворение мира

Конец ХVI – начало ХVII в., строгановский мастер, врезок в доску ХIХ в.

Дерево, левкас, темпера, золочение

36,1 х 28,8 х 2,5 см

 Об иконе: Иконография относится к так называемым гимнографическим изводам второй половины ХVI в. В это время по инициативе митрополита Макария в русской иконописи появился ряд сложных символико-аллегорических сюжетов, иллюстрирующих различные церковные песнопения. Первое подобное изображение можно видеть на «четырехчастной» иконе кремлевского Благовещенского собора (после 1547 г.), где имеются все элементы представленной композиции. Ее содержание, вызвавшее серьезную полемику сразу после появления иконы, в общих чертах можно истолковать через главную для мироздания идею грехопадения и искупления, а также неусыпного Божественного попечительства о человечестве.​​​​​​​ ....читать подробнее

Икона Благовещение со Святыми

Икона Благовещение со святыми

 Благовещение, со свв. Василием Великим, Антипой, Мароем и Матреной (на полях)

Конец XVIII – начало XIX в

Дерево, паволока, темпера, золочение

41,2 х 35,5 х 2,2 см

 Об иконе: Стилистика, приемы и колорит живописи в среднике, палеография надписей на верхнем поле и некоторые детали позволяют датировать икону концом XVIII – началом XIX в. (святые па полях приписаны позднее). Учитывая ориентацию на древние образцы (в частности, навершия царских врат иконостасов XVI в.) и подчеркнутое двуперстие архангела и Саваофа, можно с уверенностью утверждать, что она создана в старообрядческой среде. Четкая новгородская ориентация иконографии и некоторые другие особенности свидетельствуют о знакомстве автора с новгородскими памятниками не по прорисям, а в натуре. ....читать подробнее

Икона Воскресение Христово Господа нашего Иисуса

Икона Воскресение Христово

 Начало XIX в., Палех

Дерево, паволока, темпера, золочение

35 х 30 х 2,7 см

 Об иконе: Принадлежность публикуемого произведения одному из лучших палехских мастеров начала XIX в. не вызывает сомнений. Стилистика, колористическое решение и некоторые детали иконографии близки к иконам палехской мастерской В.И. Хохлова. Воскресение как самостоятельный сюжет в палехской иконописи встречается не часто; возможно, именно отсутствие традиционных клейм заставило мастера особо тщательно работать над привычной композицией.​​​​​​​ ....читать подробнее

Икона Рождество Христово

Икона Рождество Христово Иисуса

Конец XVIII – начало XIX в., Мстера

Дерево, паволока, темпера, золочение

36,5 х 30,7 х 2,3 см

 Об иконе: Приемы письма и характерный колорит с преобладанием ярких красных, синих и зеленоватых тонов свойственны одному из направлений иконописи «суздальских сел» конца XVIII – начала XIX в.
Произведение отличается открытой, даже несколько аппликативной декоративностью, однако она сочетается с нежными, почти акварельными разделками горок, листвы деревьев, приглушенными цветами одежд пастуха и повитухи и т.п. ​​​​​​​ ....читать подробнее

Чат с менеджером