Икона ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ. Оружейная палата
Конец XII в., Москва, Оружейная палата
Дерево, левкас, темпера, золочение
111,8х69,9 см
Доска без ковчега, с двумя врезными встречными шпонками на обороте. Доска немного опилена в XIX веке по нижнему и верхнему краям. На лицевой стороне на полях остатки гвоздей от крепления утраченного басменного оклада. Разновременные тонированные вставки по нижнему полю, заходящие на правое поле и на изображение (подножие императора Льва). Тонированные левкасные вставки, гвоздевые отверстия и остатки залевкашенных гвоздей на нимбах в местах крепления утраченных венцов. Небольшая тонированная утрата красочного слоя на лике Романа слева. Мелкие утраты красочного слоя, в основном тонированные, на архитектуре, фоне, поземе, одеждах по всей поверхности. Потертости и частично тонированные утраты листового золота на нимбах и твореного золота в разделках одежд. Остатки неснятого старого покрытия на фрагментах, выполненных цветными лаками по золоту и серебру.
Представленный памятник принадлежит к особому редкому иконографическому изводу Покрова, который порывает с иконографической традицией изображения этого праздника в XVII столетии и возвращается к строго фронтальной постановке фигуры Богоматери, сохраняя при этом изображение большого количества святых по сторонам от Нее. Помимо этого, в иконе появляется важная новая деталь — несколько одиночных фигур ангелов, парящих вокруг Марии.
Икона имеет абсолютно точную иконографическую аналогию — храмовый образ Покровской надвратной церкви Новодевичьего монастыря, написанный в 1690 году мастером Оружейной палаты Василием Пахомовым, — и практически совпадает с ней по размерам. Его работа отличается от представленного произведения многочисленными мелкими деталями, но обе иконы, безусловно, воспроизводят единый образец. Существенно, что мастер более полно изобразил крайние фигуры в группах предстоящих Богородице святых, тогда как у Василия Пахомова они довольно сильно обрезаны по краям у полей иконы. Скорее всего, оба художника использовали одну и ту же прорись, но из-за разницы в ширине доски композиция у Пахомова оказалась сильнее обрезанной по краям.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Очевидно, что образцом для них послужила какая-то значительная икона, выполненная одним или несколькими царскими изографами. Известно, что в 1661 году иконописцами Оружейной палаты во главе с костромским мастером Гурием Никитиным была написана большая (приблизительно 140 см высотой) икона Покрова для домового храма царевны Ирины Михайловны. В 1670 году кормовые мастера Оружейной палаты нижегородцы Андрей и Борис Марковы выполнили по царскому заказу храмовый образ для московской Покровской церкви на Покровке «полным образцом» (высотой около 110 см). Возможно, что одна из этих икон была прототипом для представленного памятника, поскольку Гурий Никитин и Борис Марков были выдающимися знаменщиками своего времени и умели разрабатывать новые иконографические изводы. Влияние поволжской традиции заметно в композиции нашей иконы, особенно в силуэтах ангелов, а также в просветленно-радостных выражениях ликов святых.
Произведение написано в характерном для иконописной мастерской Оружейной палаты конца XVII века стиле, но с поволжским влиянием. Это выражается в мягкости и неконтрастности письма ликов, более плоскостной и линеарной трактовке складок одежд, архитектурных форм. В то же время икона отличается прекрасно выстроенной цветовой композицией, что было сильной стороной поволжских мастеров, ее цветовая гамма светлая и довольно своеобразная по оттенкам.