БОГОМАТЕРЬ (БОГОРОДИЦА)

Икона Богоматерь оружейная палата

1672 год, Москва, Оружейная палата

Шелковая ткань, темпера, золочение, цветные лаки

Размер: 12,6х51,1см

Из походной Воскресенской церкви царя Алексея Михайловича

Икона была написана на малиновой тафте, которая на фоне оставалась незакрашенной. В 1844—1846 годах фон был вырезан, а изображение фигуры вместе с поземом и полями перенесено на синюю шелковую основу, сшитую из двух кусков ткани. Основа экранирована холстом и натянута на подрамник при реставрации в ХХ веке. Ткань на фоне сильно выцвела. На полях местами значительные утраты золота до авторской тканевой основы. Поля имеют два слоя золочения, верхний относится к поновлению около середины XVIII века. На фигуре мелкие утраты золота, в том числе по шву основы. Личное письмо авторское, без поновлений. Потемнение и утраты серебра на свитке, небольшие прописи серой краской по утратам серебра и на поземе.

Икона входила в состав иконного убранства походной Воскресенской церкви царя Алексея Михайловича. Помимо нее, в настоящее время известно еще 20 икон, происходящих из того же комплекса (частное собрание), который по наличию в местном ряду иконостаса образа «Апостолы Петр и Павел» датируется временем после рождения в 1672 году у царя Алексея Михайловича сына Петра. До 1757 года комплекс хранился в Москве в шатерной казне Оружейной палаты, затем был поновлен и передан в Санкт-Петербург для нужд Кавалергардского полка и находился в приделе Иоанна Богослова полковой церкви Захарии и Елизаветы. В 1844 году по инициативе шефа полка императрицы Александры Федоровны иконостас был перевезен в Эрмитаж, где его поновляли художники иконописной мастерской Пешехоновых. В 1846 году комплекс был отправлен назад в Оружейную палату и находился там по крайней мере до 1875 года. Две иконы местного ряда иконостаса — «Богоматерь Одигитрия» и «Успение» — были оставлены в петербургской церкви Захарии и Елизаветы, их дальнейшая судьба неизвестна. В ХХ веке при неизвестных обстоятельствах комплекс (или его сохранившаяся часть) был вывезен за границу.

Хотите оценить или продать старинную икону Богоматери (Богородицы) Звоните, пишите в WhatsApp, Viber, Telegram +7 (903) 790-05-06
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!

Обстоятельства создания комплекса по документам неизвестны. Можно предположить, что работа над ним велась под руководством иконописца Федора Зубова, неоднократно привлекавшегося к выполнению икон и знамен «по тафтам».

Вместе с сохранившейся иконой «Евангелист Лука», имеющей аналогичное прямоугольное завершение и одинаковые размеры, образ, по всей видимости, входил в состав апостольского деисусного ряда иконостаса походной церкви. Богоматерь представлена с развернутым свитком в руке, как на соответствующих иконах в Успенском соборе Московского Кремля (1653) и церкви Троицы в Никитниках (середина XVII века), давших начало такой иконографической традиции в ростовых деисусных рядах иконостасов.