БОГОМАТЕРЬ ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ
Вторая четверть XVII в., Москва (?)
Дерево, левкас, темпера, золочение
Размер: 31,5х26,5х2,5 см (с бортиком ковчега, в окладе)
Литературным источником иконографии послужил Ветхий Завет - книга пророка Даниила (Дан. 2: 31-46). Истукан с золотой головой, серебряной грудью и глиняными ногами, приснившийся царю Навуходоносору, был сокрушен камнем, «нерукосечно» (без помощи рук человеческих) оторвавшимся от горы. По христианскому толкованию, гора означала Богоматерь, камень - Христа, истукан - язычество, сокрушенное христианством. В Акафисте Богоматери Она называется горой несекомой, лествицей, градом Небесного Царя. Горка, лествица и град на персях Богоматери напоминают об этих эпитетах. Очевидно, первой иконой такой иконографии на русской почве был знаменитый образ «Богоматерь Гора нерукосечная» из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (60-е гг. XVI в., предположительно московский мастер, музей «Коломенское»). Ее отличительные особенности - мафорий Богоматери, покрытый облаками, изображения профильных ликов вместо звезд девства, гора и лествица, светильники на престоле - повторяются на публикуемом образе. Символика некоторых деталей до сих пор не получила убедительного истолкования.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!