БОГОМАТЕРЬ «О ВСЕПЕТАЯ МАТИ», С АНГЕЛОМ-ХРАНИТЕЛЕМ И СВ. ЕВДОКИЕЙ (на полях)
Вторая половина XIX в., Мстера
Дерево, левкас, темпера, золочение
31х26,1х2,5 см
Иконография носит название по первым словам текста, написанного на кайме мафория (13-й кондак акафиста Богоматери). Иконографически данный извод принадлежит к типу Одигитрии. Его характерными чертами помимо надписи на кайме являются поза Младенца, Его обнаженная до колена ножка, отсутствие хитона (гиматий наброшен на обнаженное тело), «облачная» расцветка мафория Богоматери и лики-головки вместо звезд девства. Иконография не встречается ранее XVIII в. и, очевидно, восходит к поствизантийскому источнику; была распространена среди старообрядцев. О времени и обстоятельствах появления иконы сведений нет, хотя ей празднуется как чудотворной 6/19 октября. Ручка и ножка Богомладенца, не прикрытые тканью, напоминают о грядущем совлечении одежд с Христа при распятии. «Облачный» мафорий и лики вместо звезд известны в изводах Богоматерь Гора Нерукосечная и Богоматерь Неопалимая Купина, сложившихся в середине XVI в. Они придают Богоматери облик Царицы Небесной - повелительницы стихий. Икона пользовалась почитанием из-за ее охранительных свойств, декларированных в надписи на мафории (избавление от всяких напастей и от адских мук).
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!