БОГОМАТЕРЬ ТРОЕРУЧИЦА
Начало XVIII в., Москва
Дерево, левкас, темпера, золочение
Размер: 31x26,7x2,5 см
Иконография относится к типу Одигитрии, но имеет оригинальную особенность - изображение третьей руки Богоматери. Образ Богоматери Троеручицы стал пользоваться почитанием в России после 1661 г., когда в Москву с Афона по инициативе патриарха Никона перенесли копию-список этой древней чудотворной иконы. Патриарх, вступивший в конфликт с царем Алексеем Михайловичем, видел в сказании об иконе параллель с обстоятельствами своей жизни. По преданию, преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.), живший в принадлежавшем арабам Дамаске, был несправедливо обвинен в заговоре против халифа и наказан отсечением правой руки. Св. Иоанн, молясь перед иконой Богоматери об исцелении, приложил руку обратно, и она приросла. В благодарность преподобный приложил к чудотворному образу изображение кисти руки, отлитое из серебра. Другое предание, бытовавшее на Афоне и, очевидно, более раннее, повествует, что третья рука сама чудесным образом появилась на иконе Богоматери, которую писал некий иконописец. Художник дважды стирал изображение, но на третий раз услышал голос, повелевший не трогать «лишнюю» руку. Чудотворный образ, по легенде, пять веков находился в лавре Саввы Освященного на Афоне, затем был перевезен в Сербию, но вскоре возвращен на Святую Гору. Богоматерь Сама избрала местом пребывания своей иконы Хиландарский монастырь и изъявила желание стать его игуменьей.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Икона Троеручицы, находящаяся в афонском Хиландарском монастыре, в действительности была написана в Сербии в XIV в. Во второй половине XVII в. Богоматерь Троеручица особо почиталась в царском семействе, что способствовало распространению копий-списков. В иконографии сложилось несколько вариантов расположения третьей руки; иногда ее кисть прописывается серебром согласно первому вышеупомянутому преданию.