ШЕСТОДНЕВ (СУББОТА ВСЕХ СВЯТЫХ)

Икона Шестоднев Суббота всех Святых

Первая четверть XIX в., Палех, мастерская В.И. Хохлова (?)

Дерево, левкас, темпера, золочение

53,3х44х2,5 см

«Шестоднев» - название богословских сочинений разных авторов (св. Василия Великого, Георгия Писиды, Кирилла Философа, Иоанна - экзарха Болгарского и других), рассказывающих о шести днях творения мира. Иконы на темы, связанные с «Шестодневом», известны с начала XVI в., но развернутый извод, представленный на данной иконе, сложился, очевидпо, не ранее второй половины XVIII в. Для этого извода характерна четкая композиционная схема с одинаковым расположением сюжетов в среднике и на палях. Среди святых обязательно присутствуют три вселенских святителя, что превращает композицию на верхнем поле в изображение «Службы святых отцов», московские и ростовские святители, трое московских юродивых, а также сцены из жития царевича Димитрия. Это свидетельствует о возникновении иконографии в Москве. Любопытно, однако, что при строго соблюдаемой композиционной схеме внутри нес существовало много вариантов. Так, Бог Отец в сценах Сотворения мира мог изображаться по пояс или в рост, в «славе» или без нее; в «Обличении прародителей» фигурировал Бог Отец или архангел; на фоне древа добра и зла иногда помещали св. Иоанна Предтечу с младенцами, избиенными в Вифлееме, иногда - отроков. Отцы Церкви могли меняться местами, у преподобных иногда появлялись свитки, по-разному интерпретировались архитектурные фоны. Верхние ряды святых в среднике (праотцы и преподобные жены во главе со св. Марией Египетской) устойчиво сохраняются, в то время как нижние могут изменяться довольно значительно. Состав преподобных и юродивых на полях варьировал, очевидно, в соответствии с пожеланиями заказчика.

Хотите оценить или продать старинную икону с сюжетом Шестоднев (Суббота всех Святых)? Звоните, пишите в WhatsApp, Viber, Telegram +7 (903) 790-05-06
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!

Особенно вариативно второе клеймо снизу на правом поле. В данном случае присутствие свв. Тихона Луховского и Макария Унжснского (Желтоводского) указывает на связь с костромскими землями: Макарьевский Унженский монастырь в городе Макарьеве и Николо-Тихонов монастырь близ Духа находились примерно в 130 км друг от друга, к юго-востоку и к востоку от Костромы. Редкой особенностью произведения является включение в состав святых свв. Бориса и Глеба. Любопытно, что изображения прпп. Тихона и Макария, а также свв. Бориса и Глеба имеются на другом «Шестодневе» из того же собрания (№ 96)