Икона Сретение

Икона Сретение

Последня четверть XII в., Поволжье, Оружейная палата

Дерево, левкас, темпера, золочение

79,8 х 56,8 см

Доска из трех частей, без ковчега. Опилена со всех сторон и надставлена по бокам при реставрации. Врезные (сквозные?) шпонки на обороте заменены. На лицевой стороне реконструкция на надставленных частях боковых полей. Прописи на авторских полях. Заделки красочного слоя в местах крепления утраченных венцов, а также по контуру головы Анны и на лике Богоматери в притенениях слева. Прописи на изображениях престола, правой ноги Симеона, розовой одежды. Прописи и реконструкции на архитектуре вверху. Надпись на свитке частично реконструирована. Значительные тонированные утраты золота на фоне и нимбах. Мелкие прописи по утратам красочного слоя и золотых разделок одежд по всей поверхности.

Иконография праздника известна в двух основных композиционных вариантах. В первом, симметричном, слева изображаются Мария и Иосиф, держащий в руках клетку с голубями (очистительная жертва), справа — обращенные к ним Симеон и пророчица Анна. Во втором, асимметричном, варианте фигура Анны размещается между Иосифом и Марией, а справа им предстоит Симеон. Младенец Христос в обоих вариантах может быть помещен на руках как у Богоматери, так и у Симеона. В XVII столетии его обычно писали на руках у последнего.

В представленной иконе использован второй вариант иконографии Сретения, широко распространенный в иконописи XVII века и почти вытеснивший первый, популярный в древности. Несмотря на устойчивую композиционную схему, иконы на этот сюжет различаются множеством незначительных индивидуальных деталей. Так, на представленном памятнике Богоматерь изображена с покровенными руками, что в XVII столетии чаще встречается в произведениях поволжских мастеров, в том числе состоявших на службе в Оружейной палате. В древней традиции покровенные руки также нередко были у Иосифа. В XVII веке эта особенность встречается преимущественно в поволжских памятниках, причем клетку с голубями располагали на них сверху. Если же его руки писали открытыми, то клетку Иосиф держал в одной из них. В данном случае мастер совместил оба варианта: показал руки Иосифа открытыми, но клетку изобразил стоящей на них сверху, и она необычно повисает в воздухе.

Наиболее близкой иконе иконографической аналогией среди столичных памятников можно назвать образ на тот же сюжет из праздничного ряда иконостаса церкви Покрова в Братцеве работы мастера Оружейной палаты Андрея Ильина 1673 года, который отличается от представленного лишь несколько иной постановкой ног Симеона и Иосифа (они изображены стоящими, а не в движении) и тем, что Младенец изображен спеленатым.

Хотите оценить или продать старинную икону с сюжетом Сретение? Звоните, пишите в WhatsApp, Viber, Telegram +7 (903) 790-05-06
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!

Одна из интересных индивидуальных особенностей, присущих композиции иконы, — немного отведена в сторону правая рука Младенца, как будто Он благословляет не только Симеона, но и смотрящих на икону.    1

Произведение написано в соответствии с художественными принципами мастеров Оружейной палаты 1680—1690-х годов. Изображение одежд, их складок и разделок еще достаточно условно и традиционно, как и передача глубины пространства. В то же время формы архитектуры ориентированы на западные ренессансные образцы: кулиса на заднем плане представляет постройку с четырьмя арками на колоннах, завершенную куполом, который осеняет все пространство. Такое решение известно с последней четверти XVII века.

Лики выполнены в «живоподобной» манере, причем мастер демонстрирует высочайшую технику в их написании. Объем ликов передан чрезвычайно мягко, с плавно градуированным цветовым и тональным переходом. Автор уделяет большое внимание передаче душевного состояния персонажей, что особенно заметно в ликах женщин, в которых передана их внутренняя взволнованность от созерцания происходящего.