Икона Сотворение мира (и почи Бог в день седьмой)

Икона Сотворение мира

Конец ХVI – начало ХVII в., строгановский мастер, врезок в доску ХIХ в.

Дерево, левкас, темпера, золочение

36,1 х 28,8 х 2,5 см

Иконография относится к так называемым гимнографическим изводам второй половины ХVI в. В это время по инициативе митрополита Макария в русской иконописи появился ряд сложных символико-аллегорических сюжетов, иллюстрирующих различные церковные песнопения. Первое подобное изображение можно видеть на «четырехчастной» иконе кремлевского Благовещенского собора (после 1547 г.), где имеются все элементы представленной композиции. Ее содержание, вызвавшее серьезную полемику сразу после появления иконы, в общих чертах можно истолковать через главную для мироздания идею грехопадения и искупления, а также неусыпного Божественного попечительства о человечестве. В нижем ярусе показаны исток греха (сотворение Евы) и его плоды (отправление прародителей на землю, убийство Каином своего брата). В верхнем ярусе параллелью изгнанию прародителей из рая является отослание Христа на землю, камню Каина отвечает хлеб причастия в руках Спасителя, представленного как Ангел Великого совета (Христос до воплощения). Убийству Авеля соответствует Распятие Христово, показанное в левой «славе»; чтобы подчеркнуть это соответствие ветхо- и новозаветной жертвы, перед Авелем изображен агнец — символ и Авеля, и Христа. Таким образом, композиция демонстрирует, с одной стороны, человеческие прегрешения, а с другой — искупление их Сыном Божим по произволению Отца. Название иконы на верхнем поле является вариантом библейского текста об отдыхе Господа после сотворения мира: «И благослови Бог день седьмый, и освяти его; яко в той почи от всех дел своих» (Быт. 2: З). В публикуемой иконе сглажены некоторые нетрадиционные черты оригинала из Благовещенского собора: например, Христос на кресте представлен не обнаженным, а в препоясании на чреслах, несмотря на то, что он прикрыт крыльями.

Хотите оценить или продать старинную икону с сюжетом Сотворение мира? Звоните, пишите в WhatsApp, Viber, Telegram +7 (903) 790-05-06
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!

Ближайший аналогией публикуемому произведению является икона-врезок из собрания ГТГ, датируемая концом XVI – начало XVII в. и предположительно происходящая из Сольвычегодска. Расхождения в иконографии и цветовом решении носят нюансный характер. Живописные приемы также позволяют датировать врезок рубежом XVI- XVII вв. и отнести его к «строгановским» произведением. Произведение обладает редкой и интересной иконографией. Несмотря на значительную потертость красочного слоя и поновления XIX в., оно имеет очевидное художественное и музейное значение.