Икона Воскресение Христово

Икона Воскресение Христово

Середина XVI в., Вологда

Дерево, левкас, темпера, золочение

35,3 х 28,3 х 2,5 см

Воскресение Христово не описано в канонических Евангелиях и поэтому считалось не подлежащим изображению. К ХI в. на основе ряда источников, в первую очередь апокрифического Евангелия Никодима, сформировалась композиция, показывающая Воскресение в виде сошествия Христа во ад. Согласно этому Евангелию и сочинениям свв. Епифания Кипрского и Евсевия Александрийского, Спаситель после Распятия спустился в ад и вывел оттуда прародителей Адама и Еву со всеми праведниками. При общей смысловой и композиционной основе (Христос в центре изводит из гробов Адама и Еву, по сторонам стоят праведники) сюжет имеет много вариантов (Спаситель может быть показан прямолично или склонившимся к Адаму, прародители располагаются по одну или по обе стороны от Христа, ветхозаветные цари могут стоять справа или слева и т.п.).

 

Образ отличается редкими иконографическими особенностями. Общая схема восходит к древней традиции: фигура Христа изображена в фас, глава повернута к Адаму, ногами Христос попирает врата ада, Адам и Ева расположены в левой части, а цари Давид и Соломон — в правой. Круглая «слава» и подробное изображение ада в русской иконописи известны с конца XIV в., однако в этом «развернутом» изводе Адам и Ева изображаются по разные стороны от Христа, а ветхозаветные цари размещаются слева, а не справа. Кроме того, Спаситель в данном случае держит в левой руке свиток — «рукописание Адамовых грехов», а не крест. Сатану обычно писали в самом низу композиции; его расположение прямо под ногами Христа в русской иконографии встречается в виде исключения.

Колорит, основанный на сочетании темных охр, насыщенного синего и празелени с яркой киноварью и золотом, лессировочные голубоватые пробела, обилие профильных изображений ликов, усложненная композиция и некоторые иконографические особенности говорят об исполнении иконы в середине XVI в. Письмо личного находит близкое соответствие в некоторых вологодских иконах этого времени, например на иконе «О тебе радуется» из Ильинской церкви в Вологде (Вологодский музей-заповедник). Совпадают почтив се приемы личного письма, в том числе жесткие черные контуры, исполнение волос не по санкрию, а по коричневой прокраске, характерные носы «огурчиком» с утолением на кончике, плоские широкие кисти и ступни. Кисти рук в обоих случаях написаны практически одинаково: санкирь виден по внешним контурам и у основания большого пальца, поверх него лежат черные описи.

Хотите оценить или продать старинную икону с сюжетом Воскресение Христово? Звоните, пишите в WhatsApp, Viber, Telegram +7 (903) 790-05-06
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!

Иконографически публикуемая икона имеет точки соприкосновения, с одной стороны, с вологодской, с другой – ярославской иконописью. Это может объясняться контактами иконописцев относительно близких культурных центров. Икона «Воскресение Христово» является уникальным произведением русской иконописи. Она отличается высоким художественным качеством и чрезвычайно своеобразной иконографией, имеет выдающееся музейное значение и представляет большой интерес для истории древнерусского искусства.