Трехстворчатый складень. Икона Распятие

Икона Распятие Господа

Конец XVII века. Москва, Оружейная палата. Оклад — 1684—1696 годы

Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, гравировка, золочение; медный сплав, просечка, монтировка; шелковая ткань.

13,5 х 30 (в раскрытом виде), 13,5 х 10,0 х 3,8 (в закрытом виде)

На всех иконах по периметру утраты левкаса до доски и утраты красочного слоя из-за перестановки в более позднюю оправу киота. Золото нимбов переложено, надписи с именами святых частично поновлены, разновременные мелкие чинки по поверхности. Оклады также имеют пайки и неровные края в результате поздних переделок, отверстия с разрывами от гвоздей по углам на каждой части, позднее поновительское золочение.

 

Икона Распятие Господа Иисуса В центральной части складня представлено Распятие Христово в кратком изводе с четырьмя предстоящими и без изображений распятых разбойников. Сильный изгиб провисшей фигуры Христа и терновый венец на Его голове — элементы западноевропейской иконографии, закрепившиеся в русской иконописи в последней четверти XVII столетия. Примечательными деталями являются темный фон, характерный для образов Распятия этого времени, и нетрадиционная форма центральной перекладины креста со скошенными углами. На боковых створках в предстоянии Кресту, на котором приносится искупительная жертва Господа за человечество, изображены избранные святые, размещенные в определенной смысловой последовательности. Так, образ московского святителя Филиппа соотносится с расположенными напротив образами вселенских святителей Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста. В нижнем ряду по краям размещены фигуры великомучеников Георгия и Екатерины. Среди изображенных праведников только двое относятся к русским святым — это митрополит Филипп и помещенный напротив святой Михаил в княжеской шапке и алом плаще, вероятно, Михаил Всеволодович Черниговский. Складень, очевидно, был связан с одной из знатных семей, считавшей своим предком князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Он указывается родоначальником в родословных книгах Долгоруковых, Репниных, Волконских, всех представителей древнего разветвленного рода Оболенских. Точной связи складня с Оболенскими не прослеживается, однако среди святых есть соименные членам этой семьи. К ним можно отнести евангелиста Матфея и мученицу Стефаниду, которые редко встречаются в составе избранных святых. Их имена могут указывать на окольничего Матвея Венедиктовича Оболенского (1687) и его дочь Степаниду Матвеевну (1659—1728). Охранительная функция семейного складня подчеркнута включением в состав святых ангела-хранителя с большим крестом в руке, предстоящего Распятию.

Православная икона Распятие
Памятник бытовал как домашняя святыня, в связи с чем во второй половине XVIII века для него была сделана новая оправа, под которую подогнали части первоначального оклада створок. Согласно клеймам оклад изготовлен из так называемого «левкового» серебра пониженной пробы. Такие клейма ставились с 1684 года и не позволяют установить место производства изделий. По наблюдению М.М. Постниковой-Лосевой, в провинции до 1700 года серебро не клеймилось, а в Москве проба ставилась как на столичных произведениях, так и на работах мастеров из других городов.

Живопись складня демонстрирует высочайший уровень миниатюрного письма. Свободная компоновка фигур святых, их пропорции и динамика жестов ставят его в ряд лучших камерных произведений, созданных мастерами круга Оружейной палаты.





 

Хотите оценить или продать старинную икону с сюжетом Распятие? Звоните, пишите в WhatsApp, Viber, Telegram +7 (903) 790-05-06
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!