Икона Святая Троица

Икона Святая Троица

1691 год, XII в., Москва, Оружейная палата, Тихон Иванов Филатьев

Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение

107,2х76,4 см

Тонкий верхний слой первоначальной основы сдублирован на новую доску при современной реставрации. Авторская доска с горизонтально ориентированным направлением волокон древесины также первоначально была дублированной. На лицевой стороне горизонтальная вставка с реконструкцией живописи внизу на изображении Сил Небесных, ступней Христа и Саваофа. В левом нижнем углу символ евангелиста Иоанна реконструирован, символ евангелиста Луки справа реконструирован частично. Узкая тонированная горизонтальная вставка по трещине доски в центре. Незначительные вставки с реконструкцией в местах крепления утраченных венцов и по свечному ожогу на груди Христа. Узоры на одеждах реконструированы по остаткам авторских. Золото на Евангелии, державе и кресте восстановлено. Прописи по утратам и потертостям красочного слоя и золота по всей поверхности. Механические повреждения и потертость золочения на окладе.

Святая Троица изображена в иконографическом типе «Сопрестолие», где три Ее Лица представлены персонифицированно: Бог Сын восседает одесную Бога Отца на престоле из Сил Небесных, вверху между ними — Святой Дух в виде голубя. На Западе этот тип известен с XII века, в Византии — с XIV столетия. В русской иконописи он появился в середине XVI века как фрагмент сложной композиции «Во гробе плотски…».

В XVII веке изображение «Сопрестолия» стало использоваться как самостоятельный сюжет в иконописи, такие образы иногда служили средником праотеческого ряда иконостаса. Популярности извода способствовала гравюра на металле, выполненная в 1666 году по рисунку царского изографа Симона Ушакова. Она имела композиционные особенности, отличавшие ее от уже сложившихся к тому времени схем. Так, между Богом Сыном и Богом Отцом появилось изображение небесной сферы и креста над ней, которые поддерживают два Лица Святой Троицы, при этом исчезли благословляющие жесты их рук. Такая схема стала применяться в иконописи, причем образцом для художников служили не только оттиски гравюры, но и прориси, выполнявшиеся с написанных на ее основе икон.

Тонкий верхний слой первоначальной основы сдублирован на новую доску при современной реставрации. Авторская доска с горизонтально ориентированным направлением волокон древесины также первоначально была дублированной. На лицевой стороне горизонтальная вставка с реконструкцией живописи внизу на изображении Сил Небесных, ступней Христа и Саваофа. В левом нижнем углу символ евангелиста Иоанна реконструирован, символ евангелиста Луки справа реконструирован частично. Узкая тонированная горизонтальная вставка по трещине доски в центре. Незначительные вставки с реконструкцией в местах крепления утраченных венцов и по свечному ожогу на груди Христа. Узоры на одеждах реконструированы по остаткам авторских. Золото на Евангелии, державе и кресте восстановлено. Прописи по утратам и потертостям красочного слоя и золота по всей поверхности. Механические повреждения и потертость золочения на окладе.

Святая Троица изображена в иконографическом типе «Сопрестолие», где три Ее Лица представлены персонифицированно: Бог Сын восседает одесную Бога Отца на престоле из Сил Небесных, вверху между ними — Святой Дух в виде голубя. На Западе этот тип известен с XII века, в Византии — с XIV столетия. В русской иконописи он появился в середине XVI века как фрагмент сложной композиции «Во гробе плотски…».

В XVII веке изображение «Сопрестолия» стало использоваться как самостоятельный сюжет в иконописи, такие образы иногда служили средником праотеческого ряда иконостаса. Популярности извода способствовала гравюра на металле, выполненная в 1666 году по рисунку царского изографа Симона Ушакова. Она имела композиционные особенности, отличавшие ее от уже сложившихся к тому времени схем. Так, между Богом Сыном и Богом Отцом появилось изображение небесной сферы и креста над ней, которые поддерживают два Лица Святой Троицы, при этом исчезли благословляющие жесты их рук. Такая схема стала применяться в иконописи, причем образцом для художников служили не только оттиски гравюры, но и прориси, выполнявшиеся с написанных на ее основе икон.

Тонкий верхний слой первоначальной основы сдублирован на новую доску при современной реставрации. Авторская доска с горизонтально ориентированным направлением волокон древесины также первоначально была дублированной. На лицевой стороне горизонтальная вставка с реконструкцией живописи внизу на изображении Сил Небесных, ступней Христа и Саваофа. В левом нижнем углу символ евангелиста Иоанна реконструирован, символ евангелиста Луки справа реконструирован частично. Узкая тонированная горизонтальная вставка по трещине доски в центре. Незначительные вставки с реконструкцией в местах крепления утраченных венцов и по свечному ожогу на груди Христа. Узоры на одеждах реконструированы по остаткам авторских. Золото на Евангелии, державе и кресте восстановлено. Прописи по утратам и потертостям красочного слоя и золота по всей поверхности. Механические повреждения и потертость золочения на окладе.

Святая Троица изображена в иконографическом типе «Сопрестолие», где три Ее Лица представлены персонифицированно: Бог Сын восседает одесную Бога Отца на престоле из Сил Небесных, вверху между ними — Святой Дух в виде голубя. На Западе этот тип известен с XII века, в Византии — с XIV столетия. В русской иконописи он появился в середине XVI века как фрагмент сложной композиции «Во гробе плотски…».

В XVII веке изображение «Сопрестолия» стало использоваться как самостоятельный сюжет в иконописи, такие образы иногда служили средником праотеческого ряда иконостаса. Популярности извода способствовала гравюра на металле, выполненная в 1666 году по рисунку царского изографа Симона Ушакова. Она имела композиционные особенности, отличавшие ее от уже сложившихся к тому времени схем. Так, между Богом Сыном и Богом Отцом появилось изображение небесной сферы и креста над ней, которые поддерживают два Лица Святой Троицы, при этом исчезли благословляющие жесты их рук. Такая схема стала применяться в иконописи, причем образцом для художников служили не только оттиски гравюры, но и прориси, выполнявшиеся с написанных на ее основе икон.

Тонкий верхний слой первоначальной основы сдублирован на новую доску при современной реставрации. Авторская доска с горизонтально ориентированным направлением волокон древесины также первоначально была дублированной. На лицевой стороне горизонтальная вставка с реконструкцией живописи внизу на изображении Сил Небесных, ступней Христа и Саваофа. В левом нижнем углу символ евангелиста Иоанна реконструирован, символ евангелиста Луки справа реконструирован частично. Узкая тонированная горизонтальная вставка по трещине доски в центре. Незначительные вставки с реконструкцией в местах крепления утраченных венцов и по свечному ожогу на груди Христа. Узоры на одеждах реконструированы по остаткам авторских. Золото на Евангелии, державе и кресте восстановлено. Прописи по утратам и потертостям красочного слоя и золота по всей поверхности. Механические повреждения и потертость золочения на окладе.

Святая Троица изображена в иконографическом типе «Сопрестолие», где три Ее Лица представлены персонифицированно: Бог Сын восседает одесную Бога Отца на престоле из Сил Небесных, вверху между ними — Святой Дух в виде голубя. На Западе этот тип известен с XII века, в Византии — с XIV столетия. В русской иконописи он появился в середине XVI века как фрагмент сложной композиции «Во гробе плотски…».

В XVII веке изображение «Сопрестолия» стало использоваться как самостоятельный сюжет в иконописи, такие образы иногда служили средником праотеческого ряда иконостаса. Популярности извода способствовала гравюра на металле, выполненная в 1666 году по рисунку царского изографа Симона Ушакова. Она имела композиционные особенности, отличавшие ее от уже сложившихся к тому времени схем. Так, между Богом Сыном и Богом Отцом появилось изображение небесной сферы и креста над ней, которые поддерживают два Лица Святой Троицы, при этом исчезли благословляющие жесты их рук. Такая схема стала применяться в иконописи, причем образцом для художников служили не только оттиски гравюры, но и прориси, выполнявшиеся с написанных на ее основе икон.

Хотите оценить или продать старинную икону с сюжетом Святая Троица? Звоните, пишите в WhatsApp, Viber, Telegram +7 (903) 790-05-06
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!

Представленный памятник полностью соответствует гравюре Симона Ушакова, повторяя все имеющиеся на ней надписи. В подписи указано, что образ был создан в 1699 году мастером Тимофеем Матвеевым по заказу стольника и воеводы Ивана Степановича Ахматова. Тимофей Матвеев — московский иконописец из иконного ряда, состоявший в штате Оружейной палаты. В 1667 году вместе с другими мастерами он был у письма «подзоров и рези около Грановитой палаты». В январе 1703 года был свидетелем при подписании договора иконописца Оружейной палаты Якова Сергеева Рокитина на письмо иконостаса в церкви Трех Святителей в селе Ивицы Одоевского уезда — вотчине стольника С.С. Жданова. Представленная икона — первое выявленное подписное произведение мастера.

Заказчик иконы Иван Степанович Ахматов — представитель старинного дворянского рода, один из близких сподвижников Петра I в московский период его правления, стольник царя в 1688—1692 годах. Был участником Крымских походов 1687 и 1689 годов. Известно, что в 1704 году он стал воеводой в городе Темникове. Надпись на представленной иконе свидетельствует, что И.С. Ахматов назначался воеводой в русские города и раньше, поскольку на ней он назван так уже в 1699 году. Вышел в отставку в 1722 году. Имел поместья в Симбирской губернии, доставшиеся в наследство от деда — Даниила Михайловича Ахматова, участвовавшего в основании Симбирска и присланного туда из Алатыря окольничим Б.М. Хитрово, главой Оружейной палаты.

Стиль живописи иконы характерен для конца XVII столетия. Лики написаны контрастно, охрения сильно высветлены, что подчеркивает объемность формы. В цветовой палитре вместо зеленого присутствует голубой цвет, что в целом нетипично для иконописи XVII и начала XVIII века.

Икона имеет серебряный оклад с клеймом московского мастера Федора Ильина, который в 1739 году был вызван в Санкт-Петербург. Очевидно, оклад был выполнен еще при жизни И.С. Ахматова, в первой четверти XVIII века.