Икона Благовещение
1685 год, XII в., Москва, Оружейная палата, Сергей Фомин Бодягин
Дерево, левкас, темпера, золочение, серебро, чеканка, гравировка
30,4х26,9 см
Доска цельная, без ковчега, с двумя врезными встречными шпонками на обороте и двумя врезными торцевыми шпонками, На лицевой стороне отщеп древесины в нижнем левом углу, мелкие сколы по периметру доски. На нижнем поле левее центра ожог от лампадки. Точечные реставрационные тонировки. На левом поле и на авторской надписи на подножии аналоя контрольные фрагменты старого покрытия.
Наиболее близкой иконографической и отчасти стилистической аналогией памятнику является икона «Благовещение» из иконостаса Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле. При этом иконография обоих произведений восходит к гравюре Афанасия Трухменского по рисунку Симона Ушакова на фронтисписе «Повести о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого (1680). Легко узнается интерьер с плоским потолком и карнизом, опирающимся на каннелированные пилястры с капителями наподобие коринфских (ближние) н дорических (дальние). В арочных проемах видны здания западноевропейского типа, в том числе очень своеобразная трехъярусная постройка с куполом и четырьмя башнеобразными эркерами. Пол вымощен узорными плитками, в центре стоит столик, справа укреплен полог (более точно воспроизведенные на кремлевской иконе); рядом с пологом в данном случае изображено кресло с гнутыми ножками – вариация мебели с гравюры Ушакова. На всех трех произведениях показаны разверзшиеся небеса, на иконах — со слетающим голубем.
Сергей Фомин Бодягин был кормовым мастером Оружейной палаты. Впервые его имя упоминается в документах за 1694 год, когда его мастерство свидетельствовал Георгий Терентьев Зиновьев. В 1703 году он подрядился исполнить иконы иконостаса церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Из этого комплекса происходят шесть овальных икон с резных царских врат с поясными изображениями Богоматери, архангела Гавриила и четырех евангелистов, на первой из которых стоит автограф мастера5. В 1706 году Сергей Бодягин написал икону «Покров Богоматери» для Успенской церкви Новодевичьего монастыря.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
На иконе «Покров Богоматери» аналогично оформление интерьера с арками, четырехгранными столпами и пилястрами, а также прием показа архитектурных сооружений в арочных проемах. Почерк, которым исполнена авторская подпись на «Покрове» и на иконе Богоматери с царских врат, совпадает с почерком подписи на «Благовещении».
В то же время возникает вопрос относительно даты — 1685 год. Письмо ликов не соответствует приемам мастеров Оружейной палаты 1680-х годов: санкирь не оливково-зеленый, а серо-коричневый, моделировка ведется практически чистыми белилами с розовой подрумянкой. Тип ликов, с тонкими носиками без горбинки, имеющими длинные кончики, также отходит от принятого в Оружейной палате. Вместо типичной для XVII века разделке одежд по широким плоскостям использована разделка по ребрам ткани. При этом иконы Сергея Фомина, созданные в 1703 и 1706 годах, т.е. почти через двадцать лет после указанной на данном произведении даты, выглядят значительно более традиционными. Кроме того, их живопись не столь виртуозна: персонажи статичны, складки одежд почти не проработаны, архитектурные формы трактованы значительно проще.
Конструкция доски с торцевыми шпонками также не соответствует указанной дате: достоверно датированные произведения с такими шпонками относятся к первой четверти XVIII века. Поэтому нельзя исключить, что дата, проставленная автором, не соответствует времени исполнения иконы, которое возможно отнести к 1710-м годам.
На окладе иконы имеется московское клеймо, употреблявшееся с 1733 по 1740 год. Оклад находит аналогии среди произведений московских серебряников первой трети XVIII века, прежде всего в работах Герасима Федорова Копылова - одного из лучших серебряников своего времени, крестьянина дворцового села Измайлова, специализировавшегося на церковной утвари и активно работавшего с 1700 по 1736 год.