Пасхальное яйцо
- 90 000 руб.
- Нет в наличии
Яйцо пасхальное.
Императорский фарфоровый завод. Россия, г. Санкт-Петербург. Середина XIX в.
Пасхальное фарфоровое яйцо выполнено на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) в середине XIX века. По поверхности яйца мелкий, золотой цветочный орнамент, плотно покрывающий белой фарфор. По окружности располагаются три рельефные гирлянды из лепных полихромных цветов, зеленых листьев, плодов и ягод. Вверху и внизу яйцо имеет сквозные отверстия для продевания ленты - подвески с бантом. Данное пасхальное яйцо декорировано в стиле "второго рококо", когда в фарфоре, широко применяется рельефный декор, восходящий к XVIII в. Лепной цветочный декор, завитки, рокайли сопровождается роспись золотом, подчеркивая чистоту безукоризненно белого фарфора. Тончайшая лепка цветочных лепестков, листьев и плодов, словно выполненных из яичной скорлупы, поражает тонкостью ручной работы умелого мастера Императорского фарфорового завода.
Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные.
Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Ивановичем Виноградовым. С открытием в 1744 году фарфора производство пасхальных яиц в России велось постоянно на Императорском фарфоровом заводе, а затем и на частных предприятиях. При Екатерине II и Павле I, в год выпускалось до 200 яиц. Самым ранним из них было яйцо с изображением амуров, вероятно, по рисунку Франсуа Буше, которое относится к середине XVIII века и находится в Государственном Русском музее. В дальнейшем, при Александре III - Николае II, завод ежегодно представлял ко Двору от 2000 до 5000 фарфоровых яиц.
К каждой Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии "на раздачу" при христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы.
Декор пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, наиболее массовых на протяжении всего XIX века, соответствовал тем или иным художественным направлениям в изобразительном искусстве. Начиная со второй половины XIX века, оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов, религиозной символики и атрибутики. Самыми дорогими были пасхальные яйца "с живописью святых и двунадесятых праздников". Одно такое яйцо живописец расписывал до 40 дней. Дополнительно они украшались лентой из дорогого материала, гармонично подобранной по цвету с росписью яйца. На ИФЗ существовал особый ритуал "навязки бантов". В лучших традициях мастеров Императорского фарфорового завода художниками сегодняшнего времени выполняются серии пасхальных яиц, в основу росписей которых ложатся наиболее почитаемые в России святые.