История семьи Карла Фаберже (К.ФАБЕРЖЕ)

Карл Фаберже серебро 84 пробы
Имя Фаберже является синонимом слова "ювелир". Он известен во всем мире, и за последнее столетие его окружили многочисленные слухи и легенды. Его работы часто оказываются в эпицентре громких скандалов и загадок. Эксперты постоянно спорят об их атрибуции и высказывают мнение, являются ли они настоящим искусством или просто результатом имперских прихотей и сомнительных вкусов.

Все, что связано с его именем, всегда привлекает большое внимание общественности, и охотники за сокровищами и коллекционеры готовы заплатить целое состояние, чтобы получить какой-нибудь образец его искусства высочайшего качества и мастерства. Они являются воплощением красоты, изящества и императорской роскоши...

Мы говорим о знаменитом русском ювелире Петре Карле Фаберже, также известном как Карл Густавович Фаберже. Книги, фильмы и целые музеи посвящены Фаберже и его наследию.

Мы не будем спорить о его искусстве. Здесь мы расскажем вам немного о Доме Фаберже и его создателях, которые оставили нам гораздо больше, чем Императорские пасхальные яйца. Мы расскажем вам историю о триумфе и пути к ювелирному Олимпу.

Дом Фаберже - пока единственный российский ювелирный бренд, ставший всемирно известным. И, несмотря на все исторические потрясения последних 100 лет, крупнейшие коллекции работ Фаберже сейчас находятся в России - в Музее Фаберже и Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а также в Оружейной палате Московского Кремля.
__________
Когда мы пишем о Карле Фаберже, мы имеем в виду не только его работы. Дом Фаберже был крупной компанией, объединившей под одним именем самых талантливых ювелиров той эпохи. Говоря современным языком, мы можем сказать, что Карл Фаберже создал свой собственный хорошо узнаваемый стиль, но также, и это очень важно, он был одаренным менеджером с большой способностью подбирать таланты.
   Карл Фаберже ювелир
    Родители Карла Фаберже

Как Семья Фаберже попала в Санкт-Петербург?

Предки Карла Фаберже со стороны жены его отца были родом из Франции, из региона Пикардия, как вы можете видеть по их фамилии. Это были гугеноты, бежавшие от религиозных преследований в Германию в конце 17 века. Затем, в 1800 году, они снова переехали, на этот раз в Лифляндию или современную Эстонию, тогда входившую в состав Российской империи. Там, в маленьком городке Пярну, родился отец нашего главного героя, Густав Фаберже. Он приехал в Санкт-Петербург в 1830 году, чтобы учиться у Андреаса Фердинанда Шпигеля, мастера золотых шкатулок.
Дом Карла Фаберже
 Большая Морская улица, 11. Фотография сегодня
__________
Неясно, откуда Густав взял средства для своего бизнеса. Они могли быть подарены его тестем, датским художником Карлом Юнгстедтом. Дом Фаберже был основан на улице с самыми известными и дорогими магазинами столицы, поэтому грандиозные амбиции Густава были очевидны с самого начала.


Очень быстро Дом Фаберже приобрел мировую известность – через 40 лет после его основания члены королевских семей "выстроились в очередь" перед его знаменитым магазином на Большой Морской улице и считали покупку знаменитых украшений Фаберже честью. Как раз в то время российская императрица Мария Федоровна назвала Карла Фаберже, сына основателя компании, "несравненным гением нашей эпохи".

Молодые годы Карла Фаберже

Несмотря на свои западноевропейские корни, уроженец Санкт-Петербурга Карл Фаберже считал себя русским художником, но, как и любой великий мастер, он использовал и аккумулировал достижения мирового искусства. Художественное любопытство, глубокий опыт и открытость к различным традициям позволили Фаберже создать свой собственный уникальный стиль.

После окончания лютеранской школы Святой Анны (известной как Анненшуле) и приобретения начальных навыков в семейной мастерской, в возрасте 14 лет отец отправил Карла в Большое европейское турне для изучения художественного наследия. Во время этой поездки Карл познакомился с коллекциями в Париже, Франкфурте, Дрездене и Флоренции, а также встретился с представителями различных ювелирных школ.
Карл Фаберже дом где он жил
__________
Анненшуле на 8-й Кирочной улице - одна из старейших школ Санкт-Петербурга. Он был основан в 1736 году для детей немецкого населения города.
В 1918 году Анненшуле стала обычной школой с углубленным изучением математики и физики. В настоящее время это одна из самых престижных школ в городе.


Среди его выпускников много известных людей: этнолог Николай Миклухо-Маклай, врач Петр Лесгафт, поэт и лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский и гроссмейстер по шахматам Виктор Корчной.
Карл вернулся в Россию 4 года спустя, чтобы продолжить практику в семейной мастерской. Через 3 года работы молодого мастера привлекли внимание придворных Его Величества Александра III.

В 1872 году, когда ему было всего 26 лет, Карл Фаберже, ювелир по происхождению, менеджер по призванию, возглавил семейный бизнес и вскоре развил его до недосягаемых высот. Как только это произошло, его отец Густав уехал в Дрезден.
Яйцо Фаберже
Яйцо Кельха, изготовленное с использованием техники гильоширования, сейчас находится в коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге

Слава Фаберже

Наряду с управлением Домом молодой Фаберже работал в Эрмитаже реставратором и оценщиком старинных драгоценностей, продолжая свои бесконечные исследования.

Мы не знаем, как он получил эту работу во дворце, вероятно, благодаря своей растущей популярности, но мы точно знаем, что он проработал там долгих 15 лет и все это время бесплатно! Однако у него был доступ к императорской галерее драгоценностей и он приобрел бесценный опыт. Там он изучил секреты и техники своих предшественников, в том числе древнюю технику гильоширования желированной эмали по гравированному фону.

Эта почти забытая техника вместе с глубоким знанием стилей и форм прошлого, модифицированных в соответствии с современными вкусами своего времени, стали отличительной чертой Фаберже.

Его ювелиры могли создавать эмали в 144 тонких тонах и с самыми разнообразными гравировками! Они выгравировали на золоте и серебре "муар", "лучи", "колоски" или "волны", в то время как большинство их современников украшали свои украшения, используя ограниченное количество простых оттенков.
Карл Фаберже
 __________
Техника гильоширования названа в честь французского инженера Гийо, который изобрел специальный станок для гравировки узоров на металлических поверхностях, но она известна со времен Средневековья, когда мастера начали гравировать волнистые линии, расположенные в определенной геометрической последовательности.

Гильошированная гравированная поверхность, покрытая разноцветными эмалями, усиливает игру света в драгоценном камне. Цвет эмали зависит от ее химического состава и температуры прокаливания. Как только глазурь затвердеет, изделие шлифуют и снова выпекают для достижения идеальной гладкости. Объекты со сложным составом прокаливаются от 10 до 100 раз для достижения желаемого совершенства.


Мастера Фаберже покрывали этой глазурью самые разнообразные свои работы - от знаменитых императорских яиц до рамок для фотографий и драгоценных безделушек, таких как чернильницы, письменные принадлежности, колокольчики для прислуги, портсигары, футляры для маникюра, флаконы духов, ручки для трости, зонтики. Эти очень разнообразные изделия, изготовленные из материалов разной ценности, сделали Фаберже по-настоящему популярным.

В магазине Фаберже можно было купить дорогие украшения с драгоценными камнями, а также более простые и утилитарные вещи, но при этом очень элегантные. Не цена, а исключительное качество и мастерство были самыми важными характеристиками продукции Fabergé. Как сказал сам Карл в одном из своих интервью: "Я не трейдер, меня не интересует дорогая вещь, если ее цена основана исключительно на том факте, что в ней много бриллиантов или жемчуга". Он твердо верил, что стоимость работы должна была превышать стоимость использованных драгоценных материалов.

Прорыв произошел в 1882 году, когда Дом Фаберже принял участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке. Там ювелир представил копии Керченских сокровищ, выполненные превосходно. Они привлекли внимание общественности и царской семьи во главе с императором Александром III. Карл Фаберже и его Дом были награждены золотой медалью и получили покровительство от королевской семьи. Сама императрица сделала свою первую покупку - пару запонок с цикадами
Браслет Фаберже Карл
Браслет с львиными головами - копия Керченских сокровищ, изготовленная Домом Фаберже. Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
 __________
Сокровища Керчи - это предметы декора и монеты 4 века до нашей эры, найденные в Крыму. Они выставлены в сокровищнице Эрмитажа.
Популярный журнал 19-го века "Нива" писал: "Г-н Фаберже хотел поднять ювелирные изделия на высоту искусства и поэтому обратился к источнику классической красоты - Греции и ее наследию. Его копии приносят нам лучшее из греческого искусства".


Превыше всего в ювелирном деле Карл Фаберже ценил мастерство и чувство стиля. Его работы отличались высочайшим качеством исполнения. Они говорили, что мастер собственноручно уничтожал любые работы, которые не соответствовали его строгим стандартам мастерства.

С этой выставки началась новая глава в истории Дома Фаберже, впечатляющая и славная. В течение следующих 35 лет императрица Мария Федоровна и ее семья были самыми преданными и благодарными клиентами Фаберже.
Яйцо Фаберже Карл ювелир
 Куриное Яйцо. Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

Яйца Фаберже

В 1885 году Фаберже получил звание "Ювелира Его Императорского Величества и Ювелира Императорского Эрмитажа". Это произошло после создания первого императорского подарка - Пасхального яйца. И, как показала нам история, этот набор императорских подарков был самым амбициозным и значительным проектом ювелира, который сделал его имя бессмертным.

Курица, первое пасхальное яйцо, сейчас находится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, который в настоящее время является крупнейшей коллекцией работ Дома Фаберже.

Он был заказан Александром III, который хотел порадовать свою жену чем-то особенным. Возможно, сам император предложил датское яйцо в качестве идеи для подарка, и если это так, мы можем назвать его соавтором работы. В датском королевском доме, откуда происходила императрица Мария Федоровна, находилось похожее на антикварное яйцо 18 века.

Используя эту идею, Карл Фаберже и его ювелиры создали оригинальный подарок, великолепный и скромный одновременно. Это напомнило императрице о детстве и родине, и она со всей своей семьей так любила его, что с удивления начала императорскую коллекцию драгоценных пасхальных яиц.

Куриное яйцо снаружи покрыто белой эмалью, имитирующей скорлупу, а внутри имеет матовый золотой "желток", на котором также изображена золотая курица.

Внутри курицы раньше была спрятана уменьшенная копия императорской короны, которая в настоящее время утеряна.
__________
Куриное была изготовлена с исключительным мастерством, но идея пасхальных подарков в форме яйца не была новой для России. Он существовал по крайней мере с 18 века. В королевской сокровищнице есть пасхальные яйца, сделанные из фарфора, экзотические перламутровые раковины и страусиные яйца.

Небогатые люди обменивали яйца из дерева, папье-маше, шоколада, фарфора и серебра. Этими яйцами они также украшали дома, подвешивая их под иконами во время праздников.

На создание каждого императорского яйца уходил год, и если первые эскизы были лично одобрены императором, то последующие, согласно семейной легенде, полностью зависели от Карла Фаберже от идеи до выбора материалов. Единственным требованием было наличие какого-то сюрприза и форма яйца, которое оставалось нетронутым. Чаще всего ежегодный сюрприз был связан с каким-то важным событием в жизни королевской семьи: коронацией, рождением наследника, юбилеями.

С момента создания Куриного яйца до 1916 года, когда было изготовлено последнее яйцо, Дом Фаберже создал 54 драгоценных произведения для царской семьи Романовых. Сначала это было всего одно яйцо в год, а с 1895 года они начали производить два императорских пасхальных подарка: один для императрицы-матери и один для молодой императрицы, жены нового императора Николая II.
яйцо Фаберже Яйцо Фаберже кард

Первая пара яиц была изготовлена:

Голубое Змеиное яйцо-Часы для императрицы-матери, в настоящее время находящиеся в коллекции князей Монако. Цвет и стиль этого яйца, выполненного из золота и эмали, перекликались со стилем севрского фарфора.

Яйцо в виде бутона розы для жены Николая Ii Александры Федоровны, выполненное из золота, эмали, рубинов и бриллиантов в неоклассическом стиле. Сейчас она находится в коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. В качестве секрета на нем был бутон желтой розы, цветок-эмблема родины молодой императрицы. На этом бутоне была корона с ожерельем, в настоящее время утраченная.

Только в 1905-1906 годах, во время русско-японской войны, эта традиция была прервана и пасхальных подарков не было.

Последние два императорских пасхальных яйца были заказаны на 1917 год. Это были очень оригинальные и простые яйца, изготовленные с использованием редких материалов - карельской березы и цветного стекла. Это было типично для всех яиц со времен Первой мировой войны. Яйцо Березы и Яйцо хрустального Созвездия считались утерянными до 2001 года, сейчас они принадлежат Музею Фаберже в Баден-Бадене, но, по мнению многих экспертов, происхождение этих яиц сомнительно.
Яйцо Фаберже
Последнее несомненное пасхальное яйцо - Георгиевское или Георгиевское, подаренное Марии Федоровне и посвященное высшему военному ордену Российской империи.

Это эмалированное яйцо украшено Георгиевской лентой и крестами с миниатюрными портретами Николая II и его сына, царевича Алексея. Это единственное яйцо, которое Мария Федоровна смогла привезти из России в 1919 году. Сейчас он находится в коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Сегодня нам известно о 48 императорских яйцах, остальные считались утерянными после русской революции, у нас есть их описания. Как вы уже, наверное, знаете, эти исчезновения и переоткрытия яиц Фаберже являются причиной бесконечных сенсаций и споров.
Фаберже яйцо
 Яйцо Ротшильда. Коллекция Эрмитажа
Помимо императорского яйца, ювелиры Фаберже изготавливали пасхальные яйца для знати и богатых людей, таких как семьи Юсуповых, Нобелей, Кельхов. Некоторые из них вы увидите в Музее Фаберже. Мы также упомянем Яйцо Ротшильда из коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В настоящее время это самое дорогое яйцо Фаберже. Он был продан семьей Ротшильдов на аукционе Christie's в 2007 году и куплен российским бизнесменом Александром Ивановым. В 2014 году он был подарен Эрмитажу президентом В. Путиным.

Сюрпризом этого яйца с часами, выполненного из золота и эмали и украшенного бриллиантами и жемчугом, является золотой механический петух с бриллиантами. Каждый новый час крышка яйца откидывается, и появляется петух, он хлопает крыльями, открывает клюв и поет. Сюрпризы с петухами были очень популярны, но не уникальны, среди других сюрпризов были лодки, цветы, памятники архитектуры, поезда, поплавки и другие мелочи...

Дом Фаберже – Производство шедевров

Вы можете подумать, что именно драгоценные клетки сделали имя Фаберже бессмертным и всемирно известным, но это не совсем так. Большой успех пришел к Карлу Фаберже через 15 лет после создания первого императорского яйца, это произошло на Парижской выставке 1900 года, куда русский ювелир был приглашен в качестве члена жюри вместе с Рене Лаликом и Фредериком Бушероном.

При поддержке и личном согласии Николая II и его супруги Фаберже представил там свои работы, в том числе несколько пасхальных яиц и миниатюрные копии императорской короны и знаков отличия Российской империи.
Фаберже ювелирное изделие
Подвески из яиц от Фаберже. Коллекция Эрмитажа
 __________
Дом Фаберже также выпускал недорогие ювелирные изделия, удовлетворяющие вкусы покупателей с разным достатком. Например, вместе с дорогими пасхальными яйцами они продавали маленькие недорогие подвески в форме эмалированных яиц. Люди с более низким доходом могли бы купить их в качестве подарков.

Такие яйца были очень популярны у молодых девушек, которые собирали их, надевая ожерелья. Похоже, что Дом Фаберже создал первые амулеты, которые сегодня очень популярны!


Несмотря на то, что в то время парижане были сторонниками нового стиля модерн, а "традиционные" работы Фаберже, казалось, вышли из моды, их невероятное исполнение не могло остаться незамеченным. Триумф выставки Дома Фаберже в Париже длился годами. Карл Фаберже, двое его детей и еще один выдающийся ювелир Дома Михаил Перхин были награждены орденом Почетного легиона, главной наградой Франции.

Другой известный европейский ювелирный дом попал под влияние стиля Фаберже, и Дом Фаберже стал поставщиком для королевских дворов Европы и Азии. Они были придворными поставщиками российского императора, короля Швеции и Норвегии, короля Соединенного Королевства, придворного ювелира и эмальера короля Сиама.
Корона Российской Империи Фаберже
 __________
Теперь вы можете увидеть миниатюры короны и знаков отличия Российской империи в здании Генерального штаба Эрмитажа.

И если семья Романовых "коллекционировала" яйца, то английская королевская семья собрала богатую коллекцию миниатюрных фигурок животных и цветов, вырезанных из драгоценных и полудрагоценных камней с Урала и Сибири. Король Англии Эдуард VII заказал серию фотографий со своими любимыми животными и птицами с королевской фермы в Сандрингеме. Изображения были вырезаны в России по моделям, сделанным в Англии с натуры.

Дом Фаберже изготовил большинство своих резных фигур из камня в 1900-х годах после открытия собственной камнерезной мастерской. Эти работы сразу же стали объектами внимания и признания всех ценителей декоративно-прикладного искусства.

Фигуры были вдохновлены японским искусством, которое было очень модно в эпоху модерна. Каменные цветы являются отражением "икебаны" и идей восточного искусства, в фигурах животных также можно отметить влияние искусства нэцкэ.

Эти работы еще раз указывают на любознательность, открытость и большую гибкость Фаберже к различным течениям и стилям.
Дом Фаберже Карла
 Дом Фаберже на Большой Морской улице, 24

В 1898 году Карл Фаберже купил здание на Большой Морской улице, чтобы разместить там свой новый, гораздо более просторный дом, в котором также разместился бы его постоянно растущий бизнес. Существующий дом был перестроен и расширен архитектором К. Шмидтом, двоюродным братом ювелира. Реконструкция была завершена в 1900 году, в новом здании было все: собственный дом семьи, магазин, мастерские художников, мастерские и хранилище.
__________
Среди других технических новшеств в новом доме был сейф, подключенный к электричеству, который поднимался как лифт на второй этаж. Этот сейф был очень надежным для того времени. После Февральской революции 1917 года многие клиенты доверили сокровища Фаберже и хранили их в этом сейфе.

Химики не смогли открыть "лифт". Им это удалось в мае 1919 года, только узнав секретный код. Среди других работ они нашли там последние императорские яйца – Березовое яйцо и Созвездие.


В этом здании располагалась штаб-квартира Дома Фаберже. К началу 20 века магазины Фаберже уже функционировали в Москве (1887), Одессе (1890) анд Киев (1905).

В 1903 году был открыт магазин Фаберже в Лондоне. Его возглавлял Николас, младший сын Карла. У Карла Фаберже было 4 ребенка, все они были ювелирами и участвовали в семейном бизнесе.
Фаберже карл мастерская ювелирная
 Мастерская Фаберже

Рабочая этика Карла Фаберже. Выдающиеся ювелиры Дома Фаберже

Конечно, такой крупный ювелирный дом был гораздо большим, чем семейный бизнес. Мы не знаем, какие работы проделал сам Карл, но мы не сомневаемся в его исключительных управленческих навыках, безупречном чувстве стиля и чутье на таланты. За свою довольно короткую историю в Доме Фаберже было создано более 200 000 ювелирных изделий. Среди ювелиров Фаберже были самые талантливые художники, знавшие все техники того времени.

Дом Фаберже создавал сокровища и объединял таланты. В начале 20 века здесь работало до 600 мастеров, и все они были лучшими мастерами своего времени - ювелирами, эмальерами, миниатюристами и резчиками по камню. Они считали свое сотрудничество с Палатой представителей честью.

Слово "сотрудничество" наиболее подходит для такого рода работ - Фаберже приглашал к сотрудничеству разных ювелиров, и у многих из них также были свои собственные мастерские и марки, которые они ставили вместе с маркой Фаберже. Карл Фаберже никогда не "извлекал выгоду" из чужих талантов, имена его ювелиров также хорошо известны - Это Михаил Перхин и Альма Пиль.
Фаберже военные предметы

Военные предметы от Фаберже

Наряду с ювелирными изделиями Дом Фаберже производил простые вещи, особенно во время Первой мировой войны - это было не время для роскоши, и не хватало драгоценных металлов. Фаберже начал производить необходимые и дешевые предметы для военных из меди, такие как посуда, чайники, самовары, коробки для сигарет и товары для фронта и госпиталей: медицинские инструменты и даже гранаты. Сейчас некоторые из этих предметов можно увидеть в коллекциях Музея Фаберже и здания Главного штаба Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Это было началом конца империи, созданной Фаберже, как и всего его мира, но в тот момент он этого не понимал...
Карл Фаберже за работой
 Карл Фаберже за работой

Падение империи Фаберже

В ноябре 1918 года, после победы новых революционных сил, Дом Фаберже был закрыт, а все его имущество национализировано. Карл Фаберже, переодетый курьером швейцарского посольства, бежал из страны почти ни с чем и никогда больше не смог восстановить свой бизнес.

Дом Фаберже прекратил свое существование, как и вся Российская империя и та благородная и роскошная жизнь, к которой он принадлежал. "Я не вижу смысла так жить", - часто повторял старый ювелир, проведя свои последние годы в Германии и Швейцарии. Карл Фаберже умер в Лозанне 24 сентября 1921 года.

Большинство национализированных работ Дома Фаберже были проданы советским правительством в 1920-1930 годах через сеть магазинов "Торгсин" и на нелегальном рынке.

Очень немногие работы Фаберже были вывезены из России семьей Фаберже и клиентами.

Грязные продажи нового советского правительства и коммерческий провал сыновей Фаберже в Европе породили бесконечные легенды, особенно о сокровищах Фаберже и императорских яйцах.

В первые послереволюционные годы братья Фаберже остались в России. Агатон сначала работал оценщиком в государственном фонде, созданном для контроля за ценными предметами, но вскоре вместе с семьей бежал в Финляндию. Александру и Евгению также удалось покинуть страну и открыть дом Fabergé & Cie в Париже, но они потерпели неудачу и потеряли свои авторские права.

Это отдельная история, и она имеет мало общего с главным героем этого поста и драгоценностями. Главная проблема заключалась в том, что Карл Фаберже так и не зарегистрировал свой бизнес в качестве товарного знака.

После русской революции в Европе и Америке было продано много подделок, так называемых "фальсбергов". Американский миллиардер Арманд Хаммер был одним из тех, кто инициировал производство таких подделок, когда он купил большое количество работ Фаберже и других шедевров из главных российских музеев, включая Эрмитаж.

В 1931 году появилась компания Fabergé Inc., которая продавала парфюмерию. Братья Фаберже проиграли судебное дело и свой семейный бренд, получив всего 25 000 долларов компенсации. С тех пор Fabergé Inc может производить под этим брендом все, что захочет, даже бытовую химию.
Карл Фаберже шкатулка
 Шкатулка из коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге

Несмотря на печальную историю Дома Фаберже после 1918 года, некоторые из его работ остались в России, а другие вернулись на родину в последние годы!

Создание Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, основанного известным российским бизнесменом Виктором Вексельбергом и открытого в Шуваловском дворце в 2011 году, стало выдающимся событием.
_________
В. Вексельберг купил 9 императорских яиц, известных как коллекция Forbes, и таким образом спас их от разделения во время аукциона. Основанный им музей посвящен Фаберже и развитию русского ювелирного искусства 20-го века.

Каталог клейм Фаберже (К.Фаберже)

Список клейм Карла Фаберже которые использовались при производстве изделий:
Клеймо ФабержеФаберже клеймоКлеймо Фаберже КарлК. ФАБЕРЖЕ клеймоКлеймо Карл ФабержеКлеймо FABERGE
Безусловно, стоит посмотреть уникальную коллекцию Музея Фаберже, а также другие произведения Дома Фаберже в Оружейной палате Московского Кремля (в которой хранится 10 Императорских яиц) и Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Не хватит слов, чтобы описать красоту работ Фаберже, их виртуозное мастерство и блеск драгоценных камней… Но какие эмоции вы испытаете, когда впервые увидите их своими глазами!