вернуться назад

В суде решается "судьба" картины Писсарро

02.10.2021
В суде решается
Верховный суд США согласился рассмотреть апелляцию о возвращении картины французского импрессиониста Камиля Писсарро, украденной нацистами в 1939 году. Работа десятилетиями выставлялась в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, который на протяжении многолетнего судебного спора утверждал, что картина была приобретена добросовестно. Предыдущие решения были разделены по вопросу о том, имеют ли наследники первоначального владельца, проживающие в Калифорнии, право предъявлять свои претензии испанскому учреждению в суде США.

Картина Писсарро 1897 года, изображающая парижскую улицу Сент-Оноре, Апре-Миди, Эффе-де-Плюи, была продана в 1939 году Лилли Кассирер нацистскому оценщику произведений искусства в обмен на безопасный выезд ее семьи из Германии. Хотя Кассирер удалось избежать преследований, ее сестра была убита в концентрационном лагере Терезиенштадт. В 1948 году семья подала иск о реституции в трибунал, созданный союзными войсками, поскольку картина уже была продана на аукционе гестапо в Берлине. Трибунал постановил, что семья была законными владельцами, но не смог найти картину. Кассиреры, полагая, что он потерян навсегда, приняли платеж в размере 13 000 долларов от немецкого государства. Судебный процесс начался после того, как внук Лилли Клод Кассирер обнаружил картину, висящую в музее Тиссена в 2000 году. Когда его просьба о том, чтобы музей вернул картину, была отклонена, он подал федеральный иск о ее реституции.

Музей утверждает, что он не знал, что картина была украдена, когда приобрел ее при содействии правительства Испании в 1993 году при покупке коллекции произведений искусства барона Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы за 338 миллионов долларов. Барон купил Писсарро в галерее Хана в Нью—Йорке за 275 000 долларов в 1976 году - кража за работу, стоимость которой сегодня оценивается примерно в 40 миллионов долларов. В ходе судебного разбирательства музей провел расследование происхождения картин, приобретенных для их коллекции после 1980 года, и не обнаружил произведений, внесенных в реестр культурных ценностей, украденных нацистами.

Но адвокат Кассирерса Дэвид Бойс обвинил музей в искажении истории картины и проведении недостаточной экспертизы. Согласно сообщению в "Новостях здания суда", музей не обратил внимания на этикетку на картине, которая связывала ее с галереей в Берлине, принадлежащей семье Кассирер. Буа также задался вопросом, почему Тиссен-Борнемиса записал в своей книге покупок произведений искусства, что продажа произведений искусства состоялась в Париже, а не в Нью-Йорке.

Окружной судья США в Лос-Анджелесе отклонил иск в июне 2015 года. Коллегия Девятого округа подтвердила это решение в августе 2020 года, что побудило семью Кассирер подать петицию в Верховный суд в мае прошлого года. Успех семьи зависит от того, будет ли применено федеральное законодательство или законодательство штата к их иску, поданному в соответствии с Законом об иммунитетах иностранных суверенов, который позволяет иностранным суверенным государствам предъявлять иски в судах США.