вернуться назад

Суд Парижа вернул картину владельцам

15.03.2021
Суд Парижа вернул картину владельцам
В июне 2018 года апелляционный суд Парижа постановил, что американские коллекционеры из Филадельфии Брюс и Робби Толл должны вернуть гуашь Камиля Писсарро 1887 года под названием La Cueillette des Pois (“Сбор гороха”) наследникам Симона Бауэра, первоначального французско-еврейского владельца этой работы, у которого картина была изъята во время Второй мировой войны.

Теперь, спустя три года после первоначального решения, которое вернуло работу в семейное поместье Бауэров (которое включает в себя около 20 наследников), они продают импрессионистскую работу, изображающую идиллическую сцену из шести горохоуборочных машин, во время импрессионистского и современного аукциона Sotheby's в Париже 25 марта. Ожидается, что стоимость этой работы составит 1,2-1,8 миллиона евро (1,4-2,1 миллиона долларов). Толл, девелопер недвижимости, купил эту картину за 880 000 долларов в 1995 году на аукционе Christie's. Он одолжил La Cueillette des Pois (“Сбор гороха”) Музею Marmottan в Париже для выставки вокруг художника в 2017 году. Публичная демонстрация привела к тому, что один из наследников Бауэра подал иск о возвращении работы. Картина была конфискована французским правительством и помещена на временное хранение.

Это решение было встречено сопротивлением со стороны Tolls, которые обжаловали решение 2018 года, но в конечном итоге проиграли судебный спор в июле 2020 года. Решение было принято в соответствии с французским законом 1945 года, который считает недействительными все сделки с награбленным искусством, совершенные в период немецкой оккупации. После этого решения адвокат Толля Рон Соффер объявил, что коллекционер будет обжаловать это решение в Европейском суде по правам человека, чтобы подать в суд на Францию за сумму стоимости картины.

До того как Толлы приобрели картину, она находилась в руках нью-йоркского дилера Дэвида Финдли, который продал ее на лондонском аукционе Sotheby's в 1966 году. Несмотря на запись о происхождении, включая участие Саймона Бауэра в продаже Christie's в 1995 году и включение работы в многочисленные музейные выставки на протяжении 2000-х годов по всей территории США, наследники не смогли успешно претендовать на эту работу, пока она не появилась во Франции, через 87 лет после того, как Бауэр впервые приобрел ее.

Коллекция Бауэра из 93 картин, 13 из которых были написаны Писсарро и включали другие работы Сислея, Будена, Дега и Моризо, была конфискована в 1943 году чиновниками режима Виши и продана. После освобождения Бауэра из лагеря Дранси в Сен-Сен-Дени в 1944 году он попытался восстановить работы, но умер всего через 3 года в 1947 году. Его внук, Жан-Жак Бауэр, теперь уже не достигший совершеннолетия, возобновил поиски разграбленных произведений в лице адвоката Седрика Фишера.

Только в 1998 году были приняты руководящие принципы Вашингтонской конференции по выявлению и восстановлению произведений искусства, разграбленных во время Второй мировой войны. Sotheby's основал свой отдел реституции в 1997 году и с тех пор поддерживает связи в крупных реституционных соглашениях между коллекционерами произведений искусства и наследниками первоначальных владельцев. В феврале 2020 года они продали три импрессионистские работы, возвращенные наследникам французского коллекционера Гастона Леви, одна из которых включала Gelée blanche Писсарро, jeune paysanne faisant du feu (1888), за коллективные 30,7 миллиона долларов.

Неизвестный во время продажи Christie's, но позже обнаруженный, первым владельцем гуаши Писсарро был брат Винсента ван Гога Тео ван Гог, который заказал ее непосредственно у художника в 1887 году, предложив за нее 300 франков. В четвертый раз на аукционе эта работа будет выставлена вместе с вновь открытым пейзажем ван Гога на Монмартре, который был невидим более века и, как ожидается, достигнет цены в 6 миллионов долларов.