вернуться назад

Новые санкции США и Арт-рынок

22.02.2021
Новые санкции США и Арт-рынок
В последние годы правительство США все больше обеспокоено потенциальным использованием так называемых дорогостоящих произведений искусства (стоимостью более 100 000 долларов) для отмывания денег и уклонения от американских санкций. Ряд рекомендаций (и принудительных мер) пришел к выводу, что аспекты торговли произведениями искусства, которые традиционно ценились и охранялись участниками—анонимность и конфиденциальность—также делают рынок привлекательным для "нечестных" игроков, стремящихся скрыть как свою личность, так и источник своих средств.

Как сообщалось, в настоящее время правоохранительные органы США ожидают, что участники арт-рынка, включая галереи и брокеров, разработают программы комплаенса и должной осмотрительности, которые позволят выявить этих плохих игроков и остановить сделки с участием санкционированных физических или юридических лиц.

Это нежелательное бремя регулирования для многих, но бизнес должен игнорировать его на свой страх и риск.

Последние рекомендации правительства США
В октябре 2020 года Американское Управление по контролю за иностранными активами (OFAC, орган, контролирующий режим экономических санкций США) выпустило не имеющее обязательной юридической силы консультативное заключение для участников арт-рынка, в котором определило арт-рынок как особенно уязвимый для нечестных игроков. Он дал понять, что может расследовать сделки с ценными произведениями искусства, инициировать принудительные действия в сделках с заблокированными лицами и более внимательно следить за соблюдением санкций участниками арт-рынка. Консультативное заключение также разъяснило, что существующее освобождение от ОФАК, связанное с импортом или экспортом определенных произведений искусства, не применяется к сделкам с заблокированными сторонами, использующими искусство в качестве инвестиционного актива или средства обмена.

Консультация OFAC последовала за его принудительными действиями в 2019 году против Назема Ахмада, коллекционера произведений искусства и галериста, обвиняемого в уклонении от антитеррористических санкций США, используя свою многомиллионную коллекцию и Бейрутскую художественную галерею для финансирования "Хезболлы", а также за докладом Постоянного подкомитета по расследованию Комитета Сената США по внутренней безопасности и правительственным делам в 2020 году, в котором подробно рассказывалось, как несколько российских олигархов использовали подставные компании для покупки дорогостоящих произведений искусства, чтобы избежать санкций, введенных против них. Примечательно, что в этом докладе арт-рынок описывался как “крупнейший легальный, нерегулируемый рынок в Соединенных Штатах”.

Совсем недавно, в январе, Конгресс США принял Закон о борьбе с отмыванием денег (AML) 2020 года, обязывающий торговцев антиквариатом осуществлять меры, которые приведут их в соответствие с требованиями Закона США о банковской тайне по борьбе с отмыванием денег.

Что охватывает санкционные программы OFAC?
Программы санкций США различаются по масштабу: некоторые из них ориентированы на конкретные страны (например, Куба, Иран, Северная Корея), в то время как другие сосредоточены на конкретных видах деятельности (например, борьба с терроризмом, незаконный оборот наркотиков), специально назначенных лицах (СДН) или организациях. Они также могут сочетать широкие запреты на страновом уровне с целенаправленными санкциями против конкретных юридических и физических лиц (например, Венесуэлы, России, Никарагуа и Сирии).

Список заблокированных стран, видов деятельности и SDN можно найти на веб-сайте OFAC. Список SDN содержит более 6000 имен физических лиц, групп и организаций, указанных в рамках программ санкций, которые не являются страновыми, а также определенных физических лиц и компаний, принадлежащих или контролируемых странами, на которые распространяются санкции, или действующих от их имени.

Кто является субъектом ОФАК?
OFAC запрещает американским лицам участвовать в сделках со сторонами, находящимися в заблокированных странах или в списке SDN. Лица США включают граждан и держателей грин-карт, независимо от того, где они находятся, любого человека в пределах США, а также все зарегистрированные в США организации и их иностранные филиалы. Законы о санкциях могут также применяться к неамериканским сторонам, если они имеют активы или другие контакты с США, или оказывают материальную поддержку и помощь сторонам, которые были подвергнуты санкциям.

Кроме того, OFAC имеет правило 50%, запрещающее охватываемым сторонам участвовать в сделках со сторонами, 50% которых принадлежат одному или нескольким заблокированным лицам. Примечательно, что OFAC налагает строгую ответственность—это означает, что застрахованное лицо может быть подвергнуто штрафам, даже если оно не знало или не имело оснований знать, что оно участвует в сделке с заблокированной стороной. Наказания суровы—участники арт-рынка, сознательно участвующие в запрещенной сделке, могут оказаться в списке SDN и их американские активы будут заморожены.

Кому нужно беспокоиться о консультациях OFAC?
Все художественные галереи, музеи, дилеры, аукционные дома и другие участники арт-рынка, расположенные в США, а также все американские лица, ведущие арт-бизнес в любой точке мира, подпадают под действие ОФАК. Кроме того, любой участник арт-рынка, независимо от его географического положения, также может быть подвержен ОФАК, если он ведет какой-либо бизнес или имеет активы в США, или если он способствует нарушению ОФАК, участвуя в сделках с заблокированными лицами. Короче говоря, неамериканские галереи и дилеры, посещающие американские художественные ярмарки, продающие искусство американским клиентам, нанимающие американских лиц, владеющие американскими активами или использующие американскую банковскую систему, должны обращать внимание на эти правила.

Что теперь делать участникам арт-рынка?
Консультация призывает участников арт-рынка внедрить основанную на риске программу соблюдения санкций и провести надлежащую проверку для снижения риска совершения сделок с заблокированными лицами. Некоторые участники установили добровольные процедуры ПОД, включая работу только с проверенными контрагентами, проведение due diligence, запрет кассовых операций и проведение операций только через авторитетные банки. Однако этих процедур может быть недостаточно для целей OFAC.

Стороны, участвующие в дорогостоящей арт-сделке, также должны проверить всех контрагентов по списку SDN. Правило OFAC 50% создает проблемы, поскольку нет коммерчески доступных платформ скрининга, которые предлагают полную информацию о том, кто может быть конечным владельцем компании. Кроме того, понимание того, как работают санкции в конкретной стране, является трудным и может потребовать внешней юридической консультации. Программа санкций OFAC является текучей и регулярно меняется.

Для оказания помощи ОФАК предоставила руководящие указания о том, как разработать адекватную программу соблюдения санкций, основанную на учете рисков. Система определяет пять основных компонентов: (i) приверженность высшего руководства; (ii) оценка рисков по конкретным подразделениям; (iii) внедрение механизмов внутреннего контроля; (iv) всестороннее и объективное тестирование и аудит; и (v) учебные программы. ОФАК будет рассматривать программу комплаенса организаций при оценке тяжести нарушения и уровня налагаемых штрафов.

При определении вида программы комплаенса каждый участник арт-рынка должен оценить свои конкретные обстоятельства. Но прежде всего, консультативный и новый закон о борьбе с отмыванием денег являются четкими сигналами того, что правительство США считает рынок искусства регулятивным вакуумом, который необходимо заполнить, и поэтому его нельзя игнорировать.

Мари Елена Ангуло и Николь Чипи - адвокаты в офисе Джонс Дэй в Майами. Мария Елена входит в Совет директоров Oolite Arts. Николь - член совета директоров "Саранчовых проектов". Взгляды и мнения, изложенные в настоящем документе, являются личными взглядами или мнениями авторов; они не обязательно отражают взгляды или мнения юридической фирмы, с которой они связаны.
Чат с менеджером