Икона Царские Врата. Оружейная палата
Конец XVII век, Москва, Оружейная плата
Дерево, левкас, темпера, золочение
197,2 х 48,6 см (левая створка) 197,1 х 48,5 см (правая створка)
Левая створка надставлена с внешнего края. Обе створки снизу изначально надставлены поперечными досками, врезанными в нижний край. Врата прошли реставрацию с реконструкцией утраченных фрагментов живописи. Поля полностью утрачены и реконструированы при реставрации. На обеих створках вставки с реконструкцией в нижних частях. На левой створке реконструкция живописи по утратам на изображении Евангелия от Луки, в меньшей степени на изображении Евангелия от Иоанна, незначительно по контуру лика Иоанна справа и слева внизу его уха. На правой створке более значительные восстановления на изображениях Евангелий, особенно у Марка. Реконструкции и прописи по утратам в верхней части лика Матфея, на лике ангела рядом с ним, в верхней части лика Богоматери и на Ее переносице, а также справа по краю лика. Прописи по утратам на пальцах Богоматери и евангелистов, на одеждах. Золотые разделки и узоры одежд восстановлены по остаткам авторских, главным образом на правой створке. Фоны прописаны. Все надписи и нимбы символов евангелистов прописаны твореным золотом по остаткам авторской живописи. Утраты золота на нимбах восполнены твореным золотом при реставрации. Створки покрыты лаком с эффектом мелкого кракелюра.
Царские врата — обязательный элемент иконостаса восточнохристианского храма. В Древней Руси закрепились два варианта схемы изображений на вратах: с двумя ростовыми фигурами святителей на створках или с четырьмя евангелистами, представленными в момент написания Евангелий. В верхней части врат в обоих случаях изображались архангел Гавриил и Богородица в сцене Благовещения. Вариант с евангелистами со временем стал наиболее распространенным.
Древнерусские врата имели навершие фигурной формы, зрительно отделенное от основной части створок. Форма врат с правильным полуциркульным завершением, без выделения навершия сложилась в придворном искусстве Москвы к 1670-м годам. Одновременно появилась и новая иконография традиционных изображений Благовещения и четырех евангелистов в шести клеймах врат — фигуры стали писать не в рост, а в поясном варианте. По-видимому, новый тип врат был разработан ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. В дальнейшем этот тип получил широкое распространение у мастеров Оружейной палаты, а в начале XVIII столетия стал популярен также и в провинции.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Уже в последней четверти XVII века в творчестве мастеров Оружейной палаты появилась вариативность в иконографии клейм врат нового типа. Так, Иоанн Богослов в некоторых случаях изображался не в присущем только ему особом иконографическом типе «в молчании», а аналогично другим апостолам. Изредка евангелисты изображались без своих символов. Варьировался также жест рук Богоматери — иногда Она протягивает обе ладони в сторону архангела, а не прижимает их к груди, как обычно. В то же время преобладающей продолжала оставаться схема, использованная Симоном Ушаковым. Представленный памятник стоит в этом ряду. Таким образом, форма и иконография врат позволяют отнести их к кругу бесспорных произведений мастеров Оружейной палаты.
Стиль письма врат полностью соответствует стилю царских мастеров. Авторская живопись выполнена на высоком профессиональном уровне одним из значительных художников придворной мастерской. Лики написаны в традициях «живоподобного» письма с полным соблюдением его технологии, с хорошо выявленной пластикой и тщательной проработкой деталей. Отдельные образы отличаются глубиной и лиризмом, в частности обращающийся к Богородице в сцене Благовещения архангел Гавриил, в чем прослеживается прямая преемственность с традициями Симона Ушакова.