ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ СВ. ПРОРОКА ИЛИИ, С ЖИТИЕМ В 13 КЛЕЙМАХ
Конец XVIII в., Поморье
Дерево, левкас, темпера, золочение
52,8х43,3х3,4 см
Наиболее ранняя сохранившаяся русская (псковская) житийная икона св. Ильи Пророка датируется второй половиной XIII в. (собрание ПТ). «Огненное восхождение Ильи Пророка» как самостоятельный сюжет русской иконописи известно с этого же времени. Пророк Илья был почитаем в народе как святой-громовержец, податель дождя и хорошей погоды («Илия словом дождь держит на земли, и паки словом с небес низводит», - говорится в молитве, читаемой во время засухи). Его возвеличивали также в качестве ветхозаветного прообраза Христа и предшественника св. Ионна Предтечи. Вероятно, этим обусловлено широкое распространение «Огненного восхождения» на Руси, несравнимое с популярностью этого сюжета в других странах православного мира. 1лавным источником сведений о святом являются книги Ветхого Завета (III и IV книги Царств), на основе которых создавались другие тексты - молитвы, «Похвальное слово пророку Илье», проложное «Житие Ильи Пророка». Согласно им, Пророк родился в селении Фесва. Его отец Савах при рождении сына узрел мужей в белых ризах, которые повивали младенца огнем и вкладывали ему в уста пламень в знак того, что его слова будут жечь, как огонь. Святой вызвал трехлетнюю засуху, чтобы наказать царя Ахава за поклонение идолу Ваала. Сам Илья удалился в пустыню к потоку Хорафу и находился там, пока источник не пересох. Тоща пророк направился в Сарепту Сидонскую, где попросил хлеба у некоей вдовы, собиравшей дрова. Запасы вдовы уже подходили к концу, но по молитве Ильи оставшиеся мука и масло не иссякали. Когда скончался сын адовы, пророк воскресил его своей молитвой и троекратным дуновением.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!