Икона Святой Дмитрий Солунский
Конец XVII века, Москва, Оружейная плата, Ефим Иванов Шестаков
Дерево, левкас, темпера, золочение,
120,0х80,0 см
Доска без ковчега, с двумя врезными встречными шпонками на обороте. Опилена с четырех сторон в XIХ веке и надставлена при современной реставрации по полям, надставки залевкашены и затонированы. На лицевой стороне тонированные утраты на поземе справа от изображения Димитрия. Вставка в верхнем правом углу с реконструкцией надписи. Заделки и гвоздевые отверстия в местах крепления утраченных венцов. Прописи золотом по разделкам одежд. Прописи по черневому рисунку доспеха. Многочисленные мелкие утраты по всей поверхности, небольшие тонировки по утратам. Выпады верхних слоев краски на личном. Потемневшее старое покрытие на одеждах.
Соединение на иконе изображений двух святых носит, несомненно, патрональный характер и связано с конкретным заказом. Большие размеры произведения указывают на то, что образ писался для местного ряда храмового иконостаса. По мнению И.Л. Бусевой-Давыдовой, совместное изображение Димитрия Солунского и Евдокии на этой иконе могло быть связано с памятью о великом князе Дмитрии Донском и его супруге. В то же время, в XVII столетии имя Евдокия встречалось в царской семье. Его носила царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева, вторая супруга Михаила Федоровича Романова и мать царя Алексея Михайловича. В 1627 году в честь преподобномученицы Евдокии как небесной покровительницы царицы был освящен один из дворцовых храмов (в 1681 году переименован в церковь Воскресения Словущего). Царь Алексей Михайлович в память матери дал имя Евдокия своей старшей дочери — царевне Евдокии Алексеевне (1650—1712). В честь великомученика Димитрия Солунского был наречен старший сын Алексея Михайловича, умерший в детстве (1648—1650). Можно высказать предположение, что икона была написана как образ патрональных святых первых сына и дочери царя, причем заказчиком был кто-то из детей Алексея Михайловича от первого брака, возможно, что сама царевна Евдокия. Нельзя также исключать и возможность заказа иконы представителями придворной аристократии, носившими эти имена.
Икона имеет автограф мастера Ефима Иванова Шестакова — кормового иконописца Оружейной палаты, суздальца по происхождению. С 1678 года, при жизни царя Федора Алексеевича, художник неоднократно вызывался в Москву, где работал по царскому и патриаршему заказу. Известны две сохранившиеся подписные иконы мастера: «Спас Нерукотворный» 1683 года и «Рождество Иоанна Предтечи» 1686 года (храмовый образ московской церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне). На последней мастер подписался так же, как на представленном памятнике, — Ефим Иванов, без указания прозвища.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Автор иконы полностью владеет «живоподобным» стилем и техникой письма мастеров Оружейной палаты. Лики написаны мягко и в то же время очень пластично, в изображении доспехов святого воина использован тонкий орнаментальный рисунок черной краской по золоту. Обращают на себя внимание изображение позема в виде холмиков сложного волнистого силуэта, а также тоновая растяжка фона вдоль линии горизонта. Эти приемы указывают на то, что памятник был создан не ранее 1680-х годов.