Икона ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
Начало XVII в., строгановский мастер 4 .Марта
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
Размер: 31,8x27,5х2,6 см (с бортиком ковчега)
Иконография объединяет два сюжета - «Сошествие во ад» и «Восстаете из гроба». Композиция «Сошествие во ад» сформировалась к XI в. на основе новозаветных текстов (Мф. 27: 52; I Петр 3: 18-19; Ефес.4: 9), апокрифического Евангелия от Никодима и святоотеческих сочинений. В эти! источниках говорится, что после смерти на кресте Христос спустился в ад как Царь Славы и избавил души человеческие от власти сатаны: «Послушав Слово Отца Своего, даже до ада лютого сошел и воскресил род человеческий» (Утреня Великой субботы). Христос во славе изображен на поверженных вратах ада поднимающим из гробов Адама и Еву. Его приветствуют ветхозаветные пророки и праведники, а также св. Иоанн Креститель, проповедовавший в аду о скором пришествии Спасителя.
«Восстание из гроба», известное в западноевропейской иконографии с XII в., в русской традиции не встречалось до конца XVI в., поскольку это событие не описывалось в Евангелиях (сам момент Воскресения Христова никто ж® видел)*,: На рубеже XVI-XVII вв. в «строгановской» иконописи появился вариант, представленный на данной иконе, когда размещенное в центре «Сошествие во ад» дополняется «Восстанием из гроба» в правом шикнем углу. В нижнем регистре показывается победа ангельского воинства над силами ада, выше разворачивается повествование о разбойнике, распятом по правую руку от Иисуса, уверовавшем в Него и по слову Господню вошедшем в рай сразу после смерти. В раю раскаявшийся грешник обрел свв. Илию и Еноха, взятых живыми на небо еще до воплощения Христова, а после сошествия Христа во ад встретил изведенных им праведников.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!