РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Живопись - начало XIX в., Мстера (?); оклад - 1881 г., Москва, мастер I.C.
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение, серебрение (икона); серебро, позолота, штамп, чеканка, гравировка, эмаль по скани (оклад)
30,8х26,3х1,9 см (с бортиком ковчега)
Подробный извод «Рождества Христова» появился в русской иконописи во второй половине XVI в., но особенное распространение получил с середины XVII в. Он основывается, помимо Евангелия, на апокрифических источниках, на текстах служб на Рождество Христово и другой литературе. Из апокрифов заимствованы сцены с двумя повитухами, младенцем Нафанаилом и падением идолов при входе Господа в Египет. В апокрифическом Протосвангелии Иакова рассказывается, как перед родами Марии Иосиф отправился «искать бабы евреяныня» и привел некую не названную по имени жену, ставшую свидетельницей чудесного рождества. Встретив бабу Саломию, жена рассказала ей о чуде, но та не поверила, и у Саломии отсохла рука. Исцелилась Саломия по слову ангела, поднеся руку к Богомладенцу. Саломия упоминается в иконописных подлинниках, а также в рукописных и старопечатных требниках, в чинопоследовании крещения. Изображение Нафанаила с матерью встречается только в русской иконографии. Нафанаил, согласно Евангелию от Иоанна, первоначально сомневался в божественности Христа. Христос при встрече объявил Нафанаилу, что знает его, поскольку видел под смоковницей - «суща под смоковницею видехъ та» (Ин. % 48). В ответ Нафанаил признал Христа Сыном Божиим и Царем Израилевым. Исследователи предполагают, что в этой загадочной сцене отразился очень ранний апокриф. Согласно ему, во время избиения младенцев Нафанаилу было три дня от роду. Мать отнесла его в сад и скрыла в траве под смоковницей. Младенец Иисус, в этот момент также лежавший под смоковницей в Египте, увидел Нафанаила и послал к нему ангела, чтобы тот хранил младенца до возвращения матери.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!