Икона ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ
Последняя треть XVIв., Новгород
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
28,5х24х1,4 см
Сюжет заимствован из жития св. Андрея Юродивого (X в.). Св. Андрею и его ученику Епифанию во Влахернском храме в Константинополе явилась Богоматерь в сопровождении святых (незримо для остальных присутствующих). Вознеся молитву, Она простерла над молящимися свой покров в знак покровительства и защиты. Праздник Покрова Богородицы был установлен не в Византии, а на Руси, в XII в. (очевидно, сначала в Киеве, затем во Владимире), Уже в XIV в. существовали два варианта иконографии Покрова - суздальский и новгородский. В новгородском изводе покров поддерживают ангелы, в суздальском - Сама Богоматерь. Сцена, как правило, дополнялась изображением св. Романа Сладкопевца - гимнографа, автора ряда песнопений в честь Богоматери. Св. Роман родился в Сирии, был рукоположен в диаконы, при императоре Анастасии I (491-518) перебрался в Константинополь и служил в церкви Богородицы. Согласно сказанию, он страдал косноязычием и горячо молился Богоматери об избавлении от этого недостатка. Пресвятая Дева явилась ему во сне и велела проглотить данный, после чего святой обрел дар песнопения. Святитель, присутствующий ори событии, -» патриарх Тарасий (занимал константинопольскую кафедру в 784-806 гг.), который прославился как восстановитель иконопочитания (787 г.). Таким образом, «Покров Богоматери» изображает не одно историческое событие, а несколько разновременных эпизодов.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!