ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, С ПРИПАДАЮЩИМИ СВВ. ВАРЛААМОМ ХУТЫНСКИМ И СЕРГИЕМ РАДОНЕЖСКИМ («СПАС СМОЛЕНСКИЙ»)

Икона Господь Вседержитель

Последняя четверть XVI в., Москва

Дерево, левкас, темпера, золочение​​​​​​​

30,8х26,3х1,8 см​​​​​​​

Иконографический тип, где Спаситель представлен в рост, с припадающими святыми, прослеживается в русской иконописи с XVI в. Первой иконой такого типа, очевидно, был образ Спаса Смоленского с припадающими женами-мироносицами, поставленный над Фроловскими (Спасскими) воротами Кремля в 1514 г. в ознаменование взятия Смоленска войсками Василия III. Это событие произошло на день Происхождения Честных Древ Креста Господня (1/14 августа), когда празднуется Всемилостивому Спасу и вспоминаются Его страдания на кресте. Поэтому на иконе появились жены-мироносицы и два ангела с орудиями Страстей. В 1521 г., при нашествии крымского хана Махмет-Гирея, произошло чудесное событие, описанное в некоторых летописях: слепая старица кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как московские святители уходят из Успенского собора, оставляя столицу на разграбление за грехи ее жителей. Однако у Спасских ворот их встретили свв. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, которые уговорили святителей вернуться, и хан ушел от Москвы без боя.

Хотите оценить или продать старинную икону Спаса Смоленского (Господа Вседержителя)? Звоните, пишите в WhatsApp, Viber, Telegram +7 (903) 790-05-06
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!

Под влиянием этого чуда в иконографии Спаса Смоленского, припадающие Марфа и Мария были заменены преподобными Сергием и Варлаамом. Первым памятником такого извода, возможно, была икона «Спас Вседержитель с притчами» из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI в.). Главной идеей новой иконографии стало заступничество святых перед Господом за род человеческий. Поэтому надпись в Евангелии, первоначально носившая учительный характер, вскоре была заменена на текст, напоминавший о Страшном Суде и обетовании Царствия Небесного (в данном случае - из Евангелия от Матфея, вошедший в широкое употребление в эпоху Рублева). Десницу Христа стали писать не в указующем, а в благословляющем жесте. Подобный извод, представленный на публикуемой иконе, был известен уже в начале 6о-х гг. XVI