Икона ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ НА ПРЕСТОЛЕ, С ПРИПАДАЮЩИМ СВ. ВАРЛААМОМ ХУТЫНСКИМ
Конец XVI - начало XVII в., новгородская провинция
Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение
28,4х25х2,1 см
Изображение Христа на престоле известно с раннехристианских времен. Особой популярностью этот иконографический тип стал пользоваться в живописи византийского круга с IX-X вв. На Руси подобные иконы, как правило, являлись средником деисусного чина, еде Христос представал Судией на Страшном Суде. В московской традиции на рубеже XIV-XV вв. в таком качестве закрепился образ Спаса в силах - Христа на престоле в окружении небесных сил. В Новгороде и ряде других регионов предпочитали традиционную византийскую иконографию, к которой принадлежит публикуемое произведение. Эсхатологическое содержание образа естественно вызвало появление у ног Христа припадающих святых - местных чтимых святителей или преподобных, молящих Господа о своей пастве. Ранее всего иконы Спаса с припадающими распространились, очевидно, в Новгороде, однако изображение Спасителя на них повторяло не средник деисуса, а характерный новгородский тип «Спаса даря Мануила» (где пальцы правой руки Христа обращены вниз или указывают на Евангелие). В XVI-XVII вв. фигуру Спасителя стали изображать в «деисусной» иконографии. Надпись «Приидите
ко мне все труждающиеся и обремененнии» появилась в искусстве рублевского круга и связана с гуманистической направленностью культуры этой эпохи.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Преподобный Варлаам Хутьнский, по летописным данным, был уроженцем Новгорода, в миру носил имя Алекса Михалевич, незадолго до смерти основал близ Новгорода на Хутыни Спасо-Преображенский монастырь (+ 1193). Уже в середине XIII в. появилось его краткое житие, которое впоследствии неоднократно расширялось и дополнялось, с включением посмертных чудес святого. Хотя в гак называемой Распространенный редакции первой половины XVI в. описываются чудеса антимосковской направленности (эпизод с попыткой открытия мощей святого Иваном III после завоевания Новгорода), уже во второй четверти XVI в. появляется Особая редакция, где проновгородская ориентация повествования Значительно смягчена. Почитание св. Варлаама в Москве особенно оживилось после его чудесного видения инокине кремлевского Вознесенского монастыря в 1521 г. при нашествии крымских татар. Московский великий князь Василий III, отец Ивана Грозного, перед смертью принял схиму с именем Варлаама; св. Варлааму Хутьшскому посвящен един из приделов собора Покрова на Рву (Василия Блаженного).