Икона Господь Вседержитель. Оружейная палата
Конец XVII в., 1683 год. Москва, оружейная палата
Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение
31,7х27,1 см
Доска цельная, без ковчега, с двумя врезными торцевыми шпонками. На лицевой стороне утраты грунта до доски по нижнему краю и в правом нижнем углу. Гвоздевые отверстия по краям, лузге и на нимбе. Тонированная вставка грунта на благословляющей деснице. Мелкие тонированные утраты по всей поверхности. Потертости красочного слоя и золочения. На правом поле оставлен фрагмент старой олифы.
Изображения Иисуса Христа в иконографическом типе Вседержителя относятся к числу наиболее распространенных в византийском и древнерусском искусстве. Эта иконография часто встречается среди работ мастеров Оружейной палаты. Как правило, все они восходят к иконе Симона Ушакова 1663 года, выполненной по заказу окольничего Василия Семеновича Волынского. Иконный образец аналогичной композиции и с надписью «Симона Ушакова» есть в составе Сийского иконописного подлинника. По-видимому, работы Ушакова не только воспринимались как эталонные у мастеров Оружейной палаты, но имели хождение среди широкого круга иконописцев.
Многослойное личное письмо выполнено по оливковому санкирю розоватыми охрами и мягкими белильными высветлениями с едва заметной подрумянкой. Несмотря на общую мягкость письма, высветления на лике выполнены достаточно контрастно. Тончайшие светотеневые переходы, отсутствие мазков создают впечатление бестелесности образа. По уровню владения «живоподобной» манерой письма художник, несомненно, может быть отнесен к числу жалованных иконописцев Оружейной палаты.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
К наиболее близким композиционным и стилистическим аналогиям представленному памятнику относятся: образ письма Ивана Максимова 1677 года, икона последней четверти XVII века из Новодевичьего монастыря, икона рубежа XVII—XVIII столетий из Троице-Сергиевой пустыни, образ 1692 года письма мастера Лаврентия Григорьева Туфанова, икона конца XVII века из собрания МиАР и др.