Икона БОГОМАТЕРЬ Корсунская
Последняя четверть XVII века. Москва, Оружейная палата
Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение
Размер: 32х27,6 см
Доска цельная, с неглубоким ковчегом. Была скреплена с оборота двумя врезными встречными шпонками, в процессе бытования была стесана с оборота и паркетирована. На лицевой стороне небольшие тонированные вставки на нижнем поле, по нимбу Богоматери и на хитоне Младенца. Точечные утраты и потертости красочного слоя и золочения.
Богоматерь Корсунская — краткий извод иконографического типа, известного в греческой традиции Гликофилуса (сладкое лобзание), в русской — Умиление. В русском искусстве этот иконографический тип, истоки которого точно не известны, сформировался на рубеже XVI— XVII веков и получил широкое распространение во второй половине столетия. Особенности этого извода — почти оглавный обрез фигур, укрупненные лики и руки персонажей, заполняющие практически все поле изображения и придающие ему особую композиционную и эмоциональную выразительность.
Икона выполнена мастером, хорошо знакомым с образцами письма царских изографов. Ее живопись находит аналогии среди произведений известных мастеров Оружейной палаты последней трети XVII столетия — Симона Ушакова, Андрея Владыкина, Ивана Максимова и др. Икона выполнена в развитой «живоподобной» манере, о чем свидетельствуют уверенное владение художника приемами светотеневой моделировки объема ликов со сглаженными, едва различимыми переходами тона и проработка их анатомических подробностей.
Доска цельная, с неглубоким ковчегом. Была скреплена с оборота двумя врезными встречными шпонками, в процессе бытования была стесана с оборота и паркетирована. На лицевой стороне небольшие тонированные вставки на нижнем поле, по нимбу Богоматери и на хитоне Младенца. Точечные утраты и потертости красочного слоя и золочения.
Богоматерь Корсунская — краткий извод иконографического типа, известного в греческой традиции Гликофилуса (сладкое лобзание), в русской — Умиление. В русском искусстве этот иконографический тип, истоки которого точно не известны, сформировался на рубеже XVI— XVII веков и получил широкое распространение во второй половине столетия. Особенности этого извода — почти оглавный обрез фигур, укрупненные лики и руки персонажей, заполняющие практически все поле изображения и придающие ему особую композиционную и эмоциональную выразительность.
Икона выполнена мастером, хорошо знакомым с образцами письма царских изографов. Ее живопись находит аналогии среди произведений известных мастеров Оружейной палаты последней трети XVII столетия — Симона Ушакова, Андрея Владыкина, Ивана Максимова и др. Икона выполнена в развитой «живоподобной» манере, о чем свидетельствуют уверенное владение художника приемами светотеневой моделировки объема ликов со сглаженными, едва различимыми переходами тона и проработка их анатомических подробностей.
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Помимо живописных особенностей, о принадлежности иконы к Оружейной палате говорят также некоторые технические приемы, в частности использование цветного лака на основе бакана (органического пигмента, получившего широкое распространение со второй половины XVII века), применение растяжки золота в исполнении нимбов, сочетание золота и серебра в декоре одежд, а также наличие графьи.Помимо живописных особенностей, о принадлежности иконы к Оружейной палате говорят также некоторые технические приемы, в частности использование цветного лака на основе бакана (органического пигмента, получившего широкое распространение со второй половины XVII века), применение растяжки золота в исполнении нимбов, сочетание золота и серебра в декоре одежд, а также наличие графьи.